Демаркация границы — не единственная причина встречи таджикистанских и узбекистанских дипломатов, считают эксперты.
В Душанбе проходит заседание Межправительственной комиссии по решению территориальных и пограничных вопросов между двумя республиками — Таджикистаном и Узбекистаном.
Основной темой встречи является вопрос демаркации межгосударственной границы, а точнее — последнего ее участка длиной менее 100 километров.
Таджикистан на переговорах будет представлять заместитель министра иностранных дел РТ Махмадшариф Хакдод, а Узбекистан — посол по особым поручениям Ильхом Негматов.
На их встречу возлагают большие надежды: ожидается, что нынешнее заседание представителей Узбекистана и Таджикистана наконец-то подведет финальную черту в приграничных спорах между двумя государствами, длящихся уже более 20 лет.
Однако демаркация сама по себе, вероятно, не единственная тема обсуждения для дипломатов.
«На сегодняшний день главный вопрос между РТ и РУз — это проблема водопользования. Любой сброс воды, необходимый для увеличения выработки электроэнергии в Таджикистане, приводит к заболачиванию территории соседа. Получается некий тупик, когда на зимний период приходится весь сброс воды, а для поливного земледелия она нужна именно летом», — отмечает эксперт по проблемам Центрально-Азиатского региона Владимир Евсеев.
Достаточно активные темпы возведения Рогунской ГЭС ситуацию, естественно, не улучшают. Причем обе стороны в последнее время стараются не акцентировать внимание на существующей и, очевидно, серьезной проблеме во время публичных встреч. Возможно, потому что ни политики, ни ученые до сих пор не предложили однозначно эффективного ее решения.
И по ходу текущих переговоров, если дипломаты и затронут эту тему, об итогах обсуждения широкая общественность не узнает ничего.
Опасная зона
Возвращаясь к теме демаркации, стоит надеяться, что стороны и в самом деле придут к некому компромиссному решению, поделив между собой остаток приграничных территорий.
«У Шавката Мирзиёева, в отличие от предыдущего президента, как-то наблюдается больше готовности и доброй воли, для того, чтобы решить затянувшийся вопрос. Может, это связанно с тем, что он долгое время руководил экономикой РУз и прекрасно знает, что непростые отношения с соседями усугубляют и экономические проблемы», — полагает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
Собственно, самим по себе точным определением границ только ради нанесения их на карты заниматься и смысла нет. Необходимо, чтобы через них могли свободно перемещаться люди и вестись торговля.
Напомним, что в начале 1990-х отношения между странами резко ухудшились. Неразрешенные территориальные проблемы привели к началу своего рода холодной войны в локальном масштабе: между двумя странами было прекращено прямое авиасообщение, позже был разрушен приграничный участок железнодорожного полотна, связывавший Таджикистан и Узбекистан.
Пограничники время от времени постреливали друг в друга или в местных жителей, приблизившихся на небезопасное расстояние. При этом проблема приграничных конфликтов, увы, изредка всплывает и сегодня.
Новый рубеж в охлаждении отношений двух стран был пройден в 1999 году. Тогда Узбекистан в одностороннем порядке заминировал таджикско-узбекскую границу на участках большой протяженности.
«Особенно остро стоит вопрос о спорных территориях в Согдийской области, ведь некоторые участки границы не просто закрыты — это настоящие минные поля», — пояснил в свое время Sputnik Таджикистан старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Рахимбек Бобохонов.
Сделано это было якобы для защиты от проникновения террористов. Однако вооруженные боевики так ни разу и не подошли близко к полям, зато в СМИ время от времени попадают сообщения о том, что сами жители приграничных селений либо их скотина, пасущаяся без присмотра, становились жертвами взрывов.
И теперь странам предстоит точно установить, какие участки границы до сих пор представляют опасность и кто их будет разминировать.
Бизнес прежде всего
Кроме того, крайне важным остается вопрос транзита, логистики и торговли.
«Необходимо сделать пограничные пункты между республиками полностью пригодными для перемещения автомобильного транспорта. Есть и проблема расчетов за поставки газа из РУз в РТ и восстановления железной дороги», — отмечает Владимир Евсеев.
Правда, этот вопрос решить будет проще всего — уж больно в нем заинтересовано множество предпринимателей по обе стороны границы, которые, дождавшись вполне очевидного сигнала сверху, начали наращивать сотрудничество.
В этом смысле стоит отметить бизнес-форум в Душанбе 4 апреля нынешнего года, где приняли участие более 100 предпринимателей. Мероприятие было посвящено выставке-ярмарке промышленных товаров Узбекистана, которая открылась в Душанбе в центре «Пойтахт-90». Была представлена продукция более чем 160 предприятий: образцы продукции машиностроения, автопрома, химической индустрии, бытовой техники, легкой и текстильной промышленности.
Всего же с момента «перезагрузки» отношений РТ и РУз товарооборот между странами за прошедший год увеличился без малого почти в шесть раз, составив порядка $70 миллионов. ru.sputnik-tj.com