Большое значение Общественный Совет Таджикистана придает развитию гражданских инициатив в республике, более активному и созидательному участию широких слоев населения в социально-экономических и политических процессах.
На одном из последних заседаний Совета президент Эмомали Рахмон говорил, в частности, и о том, что за последние годы в стране созданы все необходимые условия для плодотворной деятельности неправительственных организаций (НПО), которые в соответствующих правовых рамках вносят существенный вклад в развитие и демократизацию общественно-политической жизни, совершенствование работы государственных структур, в решение социально-экономических вопросов.
Отмечалось, что в стране активно работают более 2500 национальных НПО, активисты которых постоянно «выдвигают свои созидательные предложения, нацеленные на развитие политических, социально-экономических и культурных сфер страны». Круг деятельности этих организаций весьма разнообразен и широк: в науке, образовании, культуре, в таких сферах, как физкультура и спорт, защита окружающей среды, в области благотворительности и социальной поддержки.
Но ведь, как отмечают эксперты, наряду с национальными гражданскими организациями в Таджикистане и других странах Центральной Азии (ЦА) довольно активно все еще проявляют себя и такие НПО и различного рода Фонды, у которых на первом плане стоят интересы тех внешних сил, которые решают задачи по укреплению в регионе своих стратегических позиций, получению беспрепятственного доступа к его богатым сырьевым ресурсам, минимизации здесь позиций и влияния Китая и России.
Конечно, прикрываются они вывесками нейтральных и вполне лояльных законодательству республики благотворительных и просветительских «контор, которые, как правило, состоят на полном и весьма щедром финансовом довольствии западных стран, — в первую очередь США, Германии, Великобритании, компанию которым по мере необходимости составляет и турецкая сторона. Как известно, «кто платит, тот и музыку заказывает». Так что, финансируемые западными спонсорами такого рода структуры на деле являются инструментом распространения и внедрения в регионе таких «демократических и социально-правовых» норм и порядков, которые абсолютно несовместимы с национальными интересами, историческими традициями и экономическими приоритетами всех государств ЦА и Таджикистана, в том числе.
Прав, очевидно, известный в регионе аналитик Канат Омиров, констатирующий, что известные трудности в политическом и экономическом развитии республики активно используются прозападными НПО для расширения масштабов своей «деятельности», для привлечения на свою сторону молодежи, культивируя в ее среде сепаратистские и религиозно-джихадистские настроения. Не являются секретом и намерения в регионе тех зарубежных сил, которые стоят за спиной таких специфических «гражданских структур». Это – размывание и компрометация политических, экономических, культурных и морально-психологических связей Таджикистана с партнерами и союзниками по СНГ, в первую очередь с Россией, создание условий для прихода к власти в Душанбе «лояльных и преданных» Западу политиков.
Особой энергией и финансовой щедростью в этом отношении выделяются в регионе американцы, а конкретнее – посольство США. Как стало известно, еще в прошлом году из Вашингтона поступила команда в полном объеме «реанимировать и многократно усилить» на территории Таджикистана сеть «жизненно важных» для западных интересов НПО и Фондов. Для этого было тогда выделено более 10 млн. долларов. Что называется, «лиха беда – начало»!
В текущем, 2017-м году, в рамках «программы по предоставлению гуманитарной помощи и поддержке развития государства» планируется переслать гражданским «активистам» в Таджикистане более 35 млн. долларов. Эта сумма, конечно, не включает в себя те щедрые финансовые потоки, которые направляются для «демократизации» политических и государственных институтов в Таджикистане по линии таких матерых международных неправительственных структур, как, например, «USAID», «NED» и «Фонд Сороса».
Таким образом, правительство США нацелено придать «второе дыхание» подконтрольным неправительственным организациям на территории Таджикистана, участие которых в процессах «демократизации» политической системы республики в последние годы не всегда оправдывало надежды их денежных и моральных опекунов. Очевидной целью американцев является формирование рычагов воздействия на действующую власть в Таджикистане, создание таким образом условий для эффективного влияния в интересах янки на развитие внутриполитической и социальной обстановки в стране. Без ориентированных соответствующим образом на такую «деятельность» общественных (по формальным признакам) оргструктур и прозападных функционеров с национальными паспортами такие масштабные задачи не решить.
Поэтому-то некоторое время назад американское посольство в Душанбе широко анонсировало прием заявок на малые гранты, которые могут быть предоставлены национальным «юридическим и физическим лицам», готовым откликнуться на призыв янки всеми мерами «содействовать развитию демократических институтов в Таджикистане». Денежное содержание грантов варьируется от 25 до 50 тыс. долларов, а количество заявок не ограничивается. Так что, за ценой, судя по всему, американцы не постоят. Главное, видимо, заключается в том, чтобы заявители «гарантировали» свою готовность на деньги Дяди Сэма способствовать «решению» в стране тех общественно-политических и психологических задач, которые совпадают с «генеральной» линией этого «Дяди» в регионе.
Какие это могу быть задачи, давно не является большим секретом. Например, в последнем одиозном докладе такой известной международной организации, как «Human Rights Watch», содержится жесткая критика руководства Таджикистана за, якобы, тоталитарные методы управления страной, за «однобокий» внешнеполитический курс, уводящий республику, по мнению составителей документа, в тупик и изоляцию. В чем только не упрекают они официальный Душанбе, каких только недостатков и изъянов не находят эти «доброхоты» в общественно-политической жизни этой страны! В этом пространном перечне – «подавление свободы выражения мнений», «репрессии против политической оппозиции», «использование властного ресурса на выборах», «искажение реальной социально-экономической ситуации» и многое другое.
Для подготовки соответствующей «аргументации» к таким докладам «Human Rights Watch» и прочих жирующих на американские доллары «независимых» структур привлекаются и некоторые прозападные НПО на территории Таджикистана и соседних республик. К примеру, по данным местной печати, в ряде районов Согдийской области с 2007-го года успешно функционирует отделение информационно-образовательного центра США под названием — «Доно». Какими, спрашивается, культурно-гуманитарными проблемами заняты сотрудники этой конторы и их помощники из числа местных граждан?
Создается впечатление, что именно эти-то вопросы их интересуют менее всего. Главным их занятием уже много лет является сбор сведений о социально-политической, экономической и религиозной обстановке в регионе. К одному из основных направлений их деятельности относится также изучение трансграничных проблем, имеющих отношение к распределению природных, прежде всего водных, ресурсов, влияющих на характер отношений между соседними республиками. В поле зрения функционеров этого «Доно» — вопросы делимитации и демаркации спорных участков границы Таджикистана с соседями, а также возможности использования этого фактора для соответствующего влияния на обстановку в регионе.
Известно, что чиновники «Доно» тесно взаимодействует и координируют свою «информационно-наблюдательную» работу с другими подобными НПО, «занимающимися реализацией проектов в сфере надзора за соблюдением прав и свобод граждан, а также отслеживающими факты применения пыток в правоохранительных органах и притеснения нацменьшинств». В числе таких партнеров, — действующие, к примеру, в Душанбе, Хатлонской и Согдийской областях филиалы американского Национального института демократии (NID), сосредоточенные в основном на сборе негативной и компрометирующей местные власти информации о социально-экономической и политической ситуации в Центральной Азии.
Каким образом, задаются вопросом эксперты, такого рода деятельность соотносится с реальными проблемами социально-экономического развития республики, к правам и свободам ее граждан, к их возможностям на получение образования, работы или медицинской помощи? Если обратиться к сайту того же «Фонда Сороса», то можно убедиться в том, что основной задачей таких НПО было и остается выявление и формирование в регионе протестных настроений, которые можно было бы направить для «демократических преобразований» в республиках ЦА, конечно же, во благо «угнетаемых» там народов и никак иначе. Только за ряд последних лет в этих «благих» целях «Фонд Сороса» и ему подобные структуры затратили 1,6 млрд. долларов. Но это лишь вершина айсберга, скрывающая подлинные масштабы вмешательства западных «демократов» во внутриполитические процессы на постсоветском пространстве.
Только на организацию, скажем, «цветной революции» на Украине, к подготовке которой были привлечены сотни прозападных, пробандеровских НПО, было израсходовано более 5 миллиардов долларов из бюджета США. В этом с гордостью признавалась в свое время высокий чиновник из Госдепа Виктория Нуланд, когда поощряла горячими американскими пирожками «протестантов» на киевских улицах, обещая превратить их Украину в «рай с молочными реками и кисельными берегами».
Наивно полагать, что западные режимы, в первую очередь за океаном, готовы ограничить свои «революционные аппетиты» одной лишь расколотой теперь Украиной или избавить от своей «благотворительной» и назойливой опеки некоторые республики Центральной Азии, оказавшиеся в зоне их стратегических интересов. Явная перегруппировка и оживление деятельности в регионе прозападных НПО как никогда актуальным делает призыв известного чешского патриота Юлиаса Фучика к неослабевающей бдительности. Виктор Барсов, публицист. Avesta.Tj