Всего за десять лет мир должен договориться о том, чтобы прекратить тратить воду попусту.
Руководство Таджикистана является зачинателем и наиболее активным лоббистом большинства водных инициатив в ООН.
Ближайшая и, возможно, самая заметная из них — это «Международное десятилетие действия стратегии «Вода для устойчивого развития» на 2018-2028″, о которой впервые заговорил в 2015 году президент РТ Эмомали Рахмон во время визита в Южную Корею.
В чём суть этой программы и почему Таджикистан с таким упорством продвигает в Генассамблее ООН проекты, связанные с сохранением водных ресурсов?
«Резолюция ООН по данной программе подчёркивает важность эффективного водопользования на всех с уровнях с учётом взаимосвязей между водными ресурсами, продовольствием, энергетикой и окружающей средой», — отмечает чрезвычайный и полномочный посол РТ в России Имомуддин Сатторов.
На практике это значит следующее. За десять лет страны — члены ООН (инициативу поддержало 177 государств) должны объединить колоссальные финансовые усилия, разработать и внедрить в особо засушливых и вододефицитных регионах мира систему «умного» водоснабжения, что позволит свести к минимуму перерасход воды на бытовые и сельскохозяйственные нужды и спасти от голода и жажды миллионы людей.
Почему же именно Таджикистан берёт на себя функции международного лоббиста водных инициатив? Нельзя сказать, чтобы правительство, скажем, Йемена, Алжира или Судана не страдало от засухи и не осознавало того, что ценность глотка воды в ближайшие десятилетия будет равняться ценности человеческой жизни.
Дело в том, что РТ и её соседи по региону не только не сотрясаются изнутри постоянными войнами, когда о созидании и экологии даже не думают, но и обладают подходящей инфраструктурой для приведения в жизнь масштабных водоохранных инициатив.
Но главное, что между государствами Центральной Азии в последние годы наблюдается потепление взаимоотношений. В частности, Душанбе и Ташкент спустя много лет восстановили прямое авиасообщение и развивают приграничную торговлю. Собственно, такого сближения между республиками ЦА не было со времён СССР.
Но их объединяет не только восстановление торгово-экономических связей, но и острая необходимость решать насущные проблемы сообща.
«Стратегической целью является обеспечение продовольственной безопасности в условиях высоких темпов роста населения при ограниченных земельных ресурсах. Всё это требует предельно рационального распределения запасов воды», — подчеркнул Сатторов на недавнем брифинге в таджикистанском посольстве, посвящённом реализации десятилетней водной программы.
И в этом смысле дипломатическая дружба между республиками является хорошей основой для реализации дорогих и наукоёмких инфраструктурных проектов, чем не всегда может похвастаться засушливый Ближний Восток или Африка, где соседствующие страны, к примеру, Эфиопия, Судан и Египет, чаще готовы бряцать оружием перед соперником, чем садиться за стол переговоров.
Безразличных быть не может
Реализация программы «Вода для устойчивого развития» потребует определённых затрат. Для сравнения — предыдущая инициатива Таджикистана «Вода для жизни» обошлась в 1,5 миллиарда долларов. Сравнительно небольшая цена за то, чтобы более полутора миллионов человек получили доступ к питьевой воде.
Однако за 2018-2028 год от государств — членов ООН потребуется кроме этого ещё и обеспечить разумный расход воды на нужды гидроэнергетики и орошения сельскохозяйственных угодий.
«Между водными ресурсами, энергетикой и продовольственной безопасностью в регионе существует теснейшая связь. Эта проблема потребует участия всех игроков — как индустриально развитых стран, так и развивающихся. А кроме того, ещё привлечения средств частного бизнеса. Чтобы каждый внёс свой вклад в решение водных проблем», — пояснил Имомуддин Сатторов Sputnik Таджикистан.
По словам дипломата, ежегодно на территории РТ формируется 64 миллиарда кубометров воды, что составляет почти 60% речного стока в регионе. Впрочем, даже такое водное богатство не защищает государство от серьёзнейших экологических проблем.
Напомним, что исследователи относят страны Центрально-Азиатского региона к так называемому Монголо-Аравийскому поясу повышенного водного стресса.
Страны, входящие в этот пояс, либо уже испытывают острую нехватку пресной воды, либо в ближайшие годы рискуют столкнуться с угрозой глобального обезвоживания земель.
И, увы, в современном мире распределение водных ресурсов легко может стать поводом для начала войны.
Так, в 2013 году правительство Эфиопии объявило о начале строительства мощнейшей ГЭС на Голубом Ниле — главном истоке Большого Нила. И это страшно не понравились Египту, территория которого находится ниже по течению реки.
«Нил — это богатство Египта, если оно уменьшится хоть на каплю, альтернативой станет наша кровь», — примерно так ответил на заявления Эфиопии экс-президент страны Мухаммед Мурси.
И пригрозил вмешательством военных, в то время как радикальные египетские богословы заявляли о джихаде против властей Эфиопии.
Что же касается ЦА, то во времена СССР в советских республиках существовала жёсткая система квот на потребление воды. Происходил своеобразный бартер — в Узбекистане меняли свой газ на воду, поставляемую Кыргызской и Таджикской ССР.
После распада Советского Союза каждая из независимых республик больше не была связана едиными законами и нормами с соседями, отстаивая исключительно собственные интересы.
«Если в советское время реки ЦА использовались в основном в сельском хозяйстве, то сейчас ситуация поменялась. Если брать Таджикистан и Кыргызстан, то для них теперь вода — это основной источник электроэнергии. Между тем территории, лежащие в низовьях Амударьи и Сырдарьи, нуждаются в воде для орошения земель в летний период», —рассказал порталу директор НИИ гидротехники и мелиорации им. А.Н. Костякова, член РАСХН, Борис Кизяев.
Демографический взрыв лишь усугубил ситуацию — перенаселение в большинстве республик ЦА естественным образом увеличило спрос на пресную воду, что привело к чрезвычайной истощающей эксплуатации водоёмов и бассейнов рек в регионе.
«В Каракалпакии уже вообще не существует стабильного водоснабжения, так как воды Амударьи просто не успевают попасть сюда», — говорит Кизяев.
И теперь у республик Центральной Азии есть подходящий документ — резолюция Генассамблеи ООН по программе «Вода для устойчивого развития» и всего 10 лет для того, чтобы аккумулировать ресурсы и спасти реки и озёра от превращения в пустынные барханы. ru.sputnik-tj.com