Сегодня, в период глобализации, развития технологий и информационных противоборств важным и решающим является то, какая политическая элита у той или иной страны.
Что такое политическая элита? Это политически господствующая, привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.
Актуальным является спор о качестве политической элиты и в Таджикистане, её способности увлечь за собой народные массы в нужном для процветания государства и нации направлении.
По мнению аналитика Нурали Давлата, «современная таджикская элита — непосредственный продукт гражданской войны 90- х годов. И пока что никакой другой элиты в Таджикистане не предвидится». Отчасти он прав, и стоит определиться, является ли сегодня эта часть общества – авангардом, авторитетом и реальной движущей силой нации на пути к прогрессу, миру и благополучию.
Определимся с понятием, вспомним, что «элитой» (от франц. elite — лучшее, отборное) в социологии и политологии называют высший слой социальной структуры общества, осуществляющий важные государственные и культурные функции. Её представителей различают как по признакам деятельности — политической, технологической, социально-психологической, так и по направленности — от антидемократических до либеральных. По определению немецкого ученого К.Манхейма, в современной социологии выдвинуты концепции множества элит (политической, экономической, административной, военной, религиозной, научной, культурной), уравновешивающих друг друга и предотвращающих установление тоталитаризма. При этом важнейшими являются проблемы формирования, отбора, смены и вознаграждения элиты. Исторические источники и литературные памятники таджикско-персидской литературы зафиксировали, что теория о политической элите освещалась в трудах великих классиков и берёт начало от наших предков. По наблюдениям одного их современных таджикских учёных, «формирование и развитие теории элит считается одним из основных направлений науки о государстве на протяжении всего исторического развития народов».
Новейшее время и современные реалии требуют политических лидеров нового типа и мышления. А воспитанным по стандартным коммунистическим традициям, выкроенным по советским (кстати, не самым плохим) лекалам, пришлось переучиваться по ходу истории, лавировать между доморощенными и заезжими псевдодемократами и исламистами, почувствовавшими вкус свободы. Приспосабливать имеющийся опыт и знания к изменившейся действительности. Если для советских чиновников на первом месте стояли интересы советского государства, то в независимом государстве эти интересы трансформировались в национальные.
Нынешняя таджикская элита складывалась в нелёгких условиях гражданского противостояния. Время сделало свой естественный политический отбор – выжили сильнейшие, более мудрые и наиболее перспективные. Они пришли к власти не «на штыках», а наоборот, с благородными целями, намерениями примирить и примириться со своими политическими оппонентами. Справедливо отметить, что номинально к власти стремились многие, но взять на себя законную ответственность за будущее страны и народа отважился только Эмомали Рахмон, став самым молодым главой государства на постсоветском пространстве, и признанный сегодня Лидером нации. Достойной альтернативы в 90-е гг. ему не нашлось. Как и на последующих президентских выборах, когда его главные оппоненты от ОРСТ долго не могли определиться с кандидатом.
После развала Союза Таджикистану нужны были сильные талантом и интеллектом, способные создать профессиональную власть, объединить здоровые силы, обеспечить межрегиональное согласие и, самое главное, приостановить дальнейший развал экономики и разграбление страны, кадры. Постепенно Эмомали Рахмон собрал вокруг себя команду энтузиастов-единомышленников. Все они были молоды, полны сил, планов и надежд. В их числе было меньше теоретиков чиновников, больше практиков-производственников. После пятилетней гражданской войны в Таджикистане было сформировано коалиционное правительство. В его рядах было немало выпускников высших партийных школ Москвы, Ленинграда, Ташкента, Минска и руководителей среднего звена. На деле оказалось, что именно они оказались квалифицированным и работоспособным костяком, в отличие от 30% безинициативных квотников от ОТО, которые были удовлетворены уже тем, что попали в правительство, особо ничем себя не проявляя в его работе. Шансы стать новой политической элитой были даны обеим противоборствующим сторонам в оговоренной пропорции. Не все этим шансом воспользовались. Многие не справились, вступили в конфликт с законом, сошли с дистанции. У руля государства осталось поколение сорокалетних, которые ценой проб и ошибок, медленно, но верно вывели молодое независимое государство из разрухи гражданской войны на мирные рельсы, смогли завоевать для Таджикистана признание и международный авторитет.
Со временем молодое правительство начало взрослеть, мудреть, набираться опыта. Это естественный процесс, но стоит учитывать, что нередки случаи, когда «стар годами, но молод умом».
Руководить государством должны умудрённые опытом люди. Выбирая между опытом, мудростью, перспективностью и молодостью, граждане, желая себе стабильности, надёжности и определённости, голосуют за возрастных, состоявшихся, получивших мировой авторитет лидеров. В настоящее время Конституции многих стран не предусматривают для президента верхнюю возрастную планку. Увеличение продолжительности активной жизни человека, нестабильное время и политическая ситуация внесли коррективы в социальные законы. А там подоспеет подросшая, подготовленная активная смена из молодежных организаций, действующих в стране, или из хорошо обученных молодых специалистов, получивших образование за рубежом.
Принято считать, что плох тот человек, являющийся первым лицом, который не стремится подготовить преемника. Стоит надеяться, что нынешнему президенту Таджикистана есть из кого выбрать в новом поколении подросшей во всех смыслах национальной политической элиты.
Тамара ОБИДОВА. НИАТ «Ховар»