Туркменистан планирует в ноябре сдать в эксплуатацию свой участок региональной железной дороги Туркменистан — Афганистан — Таджикистан. Прокладка же таджикского участка этой дороги до сих пор остается под вопросом.
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов недавно провел совещание, посвященное предстоящему вводу в строй первой очереди железной дороги Туркменистан — Афганистан — Таджикистан. Речь идет о строительстве участка Атамурат – Имамназар (Туркменистан) – Акина (Афганистан). Завершить строительно-монтажные работы намечено в первой декаде ноября этого года.
По договоренности сторон строительство участка этой стальной магистрали от туркмено-афганской границы до афганского города Андхой будет осуществлять туркменская сторона.
Меморандум о строительстве данной железнодорожной артерии был подписан в марте 2013 года президентами трех стран. Предполагалось, что данная железная дорога позволит создать благоприятные условия для повышения темпов социально-экономического развития и процветания региона.
АБР не хочет рисковать
Роль основного координатора реализации проекта взял на себя Азиатский банк развития. «Принято решение, что АБР возьмёт на себя эту роль и окажет помощь не только Таджикистану, но и Афганистану, а также в меньшей степени Туркменистану», — сказал журналистам постоянный представитель АБР в РТ Си Си Ю в январе 2014 года.
Однако позже, в декабре 2015 года, представитель АБР заявил, что банк на неопределенный срок приостанавливает поддержку проекта по строительству железной дороги. Тогда он объяснил это так: «АБР пока не может участвовать в реализации данного проекта из-за вопросов безопасности на афганской территории».
Он отметил, что безопасность в настоящее время в Афганистане находится на слишком низком уровне. «Хотя Туркменистан завершил строительство своего участка, но мы бы не хотели строить железную дорогу там, где не гарантируется безопасность. Это очень, очень рискованно», — сказал представитель АБР.
Кроме того, подчеркнул Си Си Ю, основная ветка предполагаемой железной дороги будет пролегать через территорию Афганистана, и, соответственно, для его строительства у этой страны должны быть определенные ресурсы. «На данный же момент, — сказал он, — этих ресурсов недостаточно».
Си Си Ю подчеркнул, что деньги, предназначенные для реализации данного проекта, будут направлены на другие мероприятия. «Мы, возможно, вернемся к этому проекту, когда ситуация в целом улучшится», — добавил он.
Ранее АБР выделил $9 млн грантовых средств для разработки технико-экономического обоснования строительства этой железной дороги.
Проект под вопросом
В связи с неопределенностью ситуации в Афганистане остается на прежнем уровне – никаком – и вопрос прокладки таджикского участка.
Активизировать работу, по словам замначальника ГУП «Таджикская железная дорога» Усмона Каландарова, Таджикистан начнет лишь в случае улучшения обстановки в соседней стране.
Между тем в Минтрансе «АП» сказали, что согласованный Афганистаном и Таджикистаном маршрут будущей дороги, проходящий по их территории, до сих пор не одобрен Туркменистаном.
В начала августа этого года министр транспорта Таджикистана Шерали Ганджалзода сообщил журналистам, что протокол о дальнейшей реализации проекта на территории Афганистана и Таджикистана подписан таджикской и афганской сторонами еще в 2014 году. После этого документ был направлен на рассмотрение правительства Туркменистана. «Когда мы обращаемся по этому вопросу к ним (к транспортному ведомству Туркменистана. — Ред.), нам отвечают, что документ находится на рассмотрении правительства», — сказал Ганджалзода.
Министр подчеркнул, что ранее существовали спорные моменты по выбору маршрута этой дороги через территорию Афганистана.
«Были предложены два маршрута. Протяженность короткого маршрута, который предложил Таджикистан, составляет 160 километров. Предложенный афганской стороной маршрут составлял свыше 500 километров. В итоге сторонам удалось договориться и подписать соответствующий протокол, направив его потом на подписание правительству Туркменистана», — сказал он.
Ожидается, что после согласования маршрута этой железнодорожной ветки с Туркменистаном будет подписано трехстороннее соглашение между тремя государствами.
Дорога нужна, но денег все равно нет
Эксперты уверены, что Таджикистану следует добиваться реализации проекта независимо от внутриполитической обстановки в Афганистане и возможных потеплений отношений с Узбекистаном.
«Нужно постараться осуществить данный проект, хотя в настоящее время сделать этого будет сложно в связи с ситуацией в Афганистане. Но в любом случае это нужная Таджикистану дорога», — говорит политолог Парвиз Муллоджанов.
По мнению доктора юридических наук Шокирджона Хакимова, альтернативная дорога предоставляет новые возможности для развития отношений с другими странами региона.
Он отметил, что для Афганистана данная дорога имеет стратегическое значение. «Не думаю, что «Талибан» или другие недоброжелатели нынешнего правительства Афганистана будут вредить каким-то образом, в том числе диверсионными или террористическими актами, реализации этого проекта», — говорит эксперт.
Относительно Узбекистана, Хакимову представляется, что «они (узбекские власти. — Ред.) с пониманием отнесутся к идее, поскольку Узбекистан, как транзитное государство, соединяет Таджикистан со странами в другом направлении».
Однако, сказал он, в настоящее время Таджикистан не располагает достаточными средствами для реализации данного проекта. «Без поддержки международных финансовых институтов, таких как АБР, в этом вопросе Таджикистану не обойтись», — добавил Шокирджон Хакимов.
Экономический обозреватель Алишер Сафаров отметил, что развитие дорожной инфраструктуры является одним из условий экономической безопасности страны. «Таджикистан, не имея доступа к морским путям, развивает проекты по строительству и обновлению дорог, а также изучает возможность открытия новых железнодорожных маршрутов и региональных авиалиний. Проект дороги Таджикистан – Афганистан – Туркменистан является одним из важных составляющих инфраструктурных проектов для Таджикистана, поскольку предоставляет возможность создать альтернативные пути. Это даст возможность вести переговоры, как с Узбекистаном, так и с Афганистаном, относительно тарифов, более выгодных вариантов транзита для таджикских грузов, а также грузов, следующих в Таджикистан», — сказал он.
«Афганистан – сложная страна, но, полагаю, в случае более стабильной ситуации данный проект может приносить пользу экономикам стран региона. Данный проект необходимо развивать. Полагаю, такие страны региона, как Китай и Иран, смогут способствовать расширению региональной торговли. Данный железнодорожный маршрут может стать одним из успешных в регионе в плане развития коммерческих и торговых связей», — заключил обозреватель. news.tj