Недостаточно гибкая структурно-инвестиционная политика в аграрной отрасли Таджикистана приводит к рождению мёртвого или «неработающего» капитала. Подобное явление непозволительно в условиях существующих ограниченных финансовых возможностей аграрного сектора и уже наносит вред внутреннему продовольственному рынку в виде неработающих мощностей.
Ограниченность развития перерабатывающей промышленности связана с тем, что в хозяйствах с незначительными ресурсами сельскохозяйственного сырья возникают трудности с доставкой продукции на ближайшие перерабатывающие предприятия. Например, отсутствуют соответствующая транспортная сеть, специализированный транспорт и т.д.
В отдельных случаях создаются малые предприятия внутри хозяйства для переработки сырья. Однако они влекут за собой сложности с рациональным использованием вторичных ресурсов, а также создают проблемы недоиспользования более крупных мощностей перерабатывающих отраслей, которые более эффективны по сравнению с малыми предприятиями. Следовательно, при переходе к рынку целесообразно разработать новую схему развития отраслей пищевой и легкой промышленности независимо от ведомственной принадлежности. При ее разработке должно быть учтено рациональное сочетание крупных, средних и малых предприятий.
В Таджикистане после распада СССР в растениеводстве проявили чрезмерно высокое внимание к производству зерна, как результат растущей потребности населения в хлебе. Это яркий пример управленческой недальновидности, поскольку эта культура начала занимать наиболее ценную часть сельскохозяйственных угодий. На этих землях могли бы найти своё место такие культуры, как хлопок, картофель, табак, овощи, бахчевые, имеющие сравнительно более высокую норму прибыли. Изменения отраслевой структуры сельскохозяйственного производства и сокращение производства определенных видов продуктов питания наносят ущерб внутреннему рынку, так как они тяжело поддаются транспортировке (в т.ч. — картофель, некоторые виды овощных, яйца, цельное молока и т.д.).
Управленческие недостатки и просчёты в значительной степени оказывают отрицательное влияние на положение внутреннего рынка. Это обусловлено тем, что в целях быстрого получения готовой продукции малые перерабатывающие предприятия работают в ущерб крупным, работающим более эффективно. Например, известно, что семена хлопка являются основным сырьём масложировой промышленности. В республике достаточно мощностей для переработки хлопковых семян, построенных во времена СССР. Однако в силу обстоятельств, требующих объяснения, значительная часть этого сырья перерабатывается в мелких и неприспособленных маслобойнях. В результате, производится масло низкого качества, а из семян извлекается продукция наполовину меньше по сравнению с требуемыми нормами, то есть отсутствует глубокая переработка, недобирается сопряженная и побочная продукция (маргарин, мыло, полноценные корма и т.д.).
Судить об истинных масштабах продовольственной проблемы для Республики Таджикистан возможно при сравнении с мировыми показателями. В нашей республике энергетический недостаток в рационе ее жителей на 1,5 раза ниже, чем мировые показатели, а по составу белоксодержащих питательных веществ Таджикистан отстает в 2 раза, в том числе, животных белков — в 10 раз, жиров – в 3 раза.
Такие ценные для организма продукты питания, как мясо, молоко, яйца, жиры животного происхождения занимают в рационе незначительное место. Парадоксальным фактом является то, что в нашей стране с ее благоприятнейшими природно-климатическими условиями очень мало потребляют свежих овощей и фруктов.
В Таджикистане наблюдается, прежде всего, дефицит потребления не только калорий, но и белоксодержащих продуктов, особенно, животного происхождения в соотношении к рациональным нормам и потребления соответствующих продуктов. Например, мясо и мясопродукты на душу населения потребляются за последние годы в республике 5-7 кг вместо положенных по требуемым медицинским нормам — 75-80 кг. Общий питательный баланс населения страны, в основном, поддерживается за счет углеводистых, крахмалосодержащих продуктов при крайней недостаточности потребления животного белка, что свидетельствует о недостаточном качестве питания.
В связи с этим, приоритетными проблемами текущей аграрной политики являются реструктуризация и финансовая поддержка сельскохозяйственных предприятий. Как известно, переход к рынку вызвал экономическое и социальное расслоение сельскохозяйственных предприятий и сельхозработников. В итоге, появились слабые хозяйства со специфическим уровнем и экономическим положением, характеризующимся низкой платежеспособностью, просроченными задолженностями, особенно, кредиторскими, хронической убыточностью. И если учесть это в аграрной политике, она будет заведомо неэффективной, поскольку основную массу прибыли получает небольшой круг сельскохозяйственных предприятий. Счета 80% предприятий заблокированы, что с одной стороны, затрудняет их управление, а с другой — питает «теневую» экономику, повышая социальную напряженность в обществе, так как бартерные сделки с наличностью приведут к обогащению небольших по численности социальных групп и объединят других, сузит налогооблагаемую базу производства, и этот процесс продолжается.
Для развязки такого положения государство не должно проводить одинаковую политику по отношению ко всем предприятиям: ее необходимо дифференцировать по уровню платежеспособности. Те предприятия, которые за счет мобилизации накопленного производственного потенциала, предприимчивости руководителей, применения передовых технологий, объединения производства, переработки и торговли смогли наладить эффективный агробизнес, в приоритетном порядке должны получать от государства инвестиционные ресурсы, в том числе — специальные кредиты, налоговые льготы для расширения производства и формирования агрохолдингов.
Фаррух АБДУВОСИЕВ, экономист. news.tj