Недавно, по сообщению западной печати, на встрече с министрами иностранных дел пяти стран Центральной Азии (ЦА) – Казахстана, Киргизии, Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана, состоявшейся на американской территории, представители Госдепартамента в очередной раз говорили о своих самых «благих намерениях» в регионе, о задачах по укреплению режима безопасности и социально-экономического развития в этой части мира. Однако мало кто в ЦА верит в эти сказки, памятуя о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Как полагает, к примеру, известный французский обозреватель по странам Ближнего и Среднего Востока Жан Перье, неизменным остается «стремление США занять в ЦА главенствующие позиции в противоборстве с Россией, Китаем, Ираном. Эту жажду господства невозможно чем-либо замаскировать, в том числе и громко разрекламированным форматом «С5+1», который под видом «мягкой силы» и продвигается в ЦА в стратегических интересах заокеанской державы в первую очередь. В этом же контексте, а также в связи с неудавшимся военным путчем в Турции другие эксперты принимают во внимание и использование американцами в этих же целях «учебных структур» прижившихся у них проповедника Фетхуллаха Гюллена.
Это обстоятельство лишний раз подтверждает, что для реализации намеченных экспансионистских устремлений американцы никогда не гнушаются самыми коварными и вероломными средствами. К примеру, для «завоевания ЦА» за последние годы власти Вашингтона использовали самые различные методы: организацию «цветных революций», пропагандистское оболванивание части населения с использованием прикормленных СМИ и различных просветительских Фондов и НПО. В арсенале заокеанских «демократов» и откровенный подкуп отдельных политиков и высоких государственных чиновников, предоставление «льготных» кредитов, «отрабатывать» которые порой приходилось по условиям Вашингтона, чаще всего выгодного для него политического свойства.
В этом контексте французский эксперт напоминает о том, что «одним из важных получателей американской военной помощи стал в регионе Узбекистан, взамен чего Вашингтон откровенно требовал от Ташкента сохранения независимости в отношениях с Москвой и Пекином, воздержания от интеграции с ОДКБ и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Нет, конечно, оснований говорить о том, что власти Ташкента в полной мере пошли на поводу у вашингтонских «обольстителей», но попытки американцев заманить в свои «стратегические цели» то одну, то другую страну в ЦА отмечались как в недавнем прошлом, так и в современных условиях, причем зачастую в более завуалированных, «мягких» формах. По крайней мере, «отстраненность» ташкентских властей от таких структур СНГ, как ОДКБ или ЕАЭС, к удовлетворению Вашингтона сохраняется и поныне.
Правда, более заметными «достижениями» в отношениях с государствами ЦА американцы пока похвастаться не могут, если не считать проект «С5+1», практическое воплощение которого представляется весьма проблематичным. Связано это, как отмечают эксперты, с тем, что в последнее время во всем мире, включая и страны ЦА, в значительной степени накопился дефицит доверия к вашингтонской политике, девальвировались слова и заверения лидеров этого государства, в том числе и самого высокого уровня. Этот нежелательный для США процесс усугубляется и рядом военных неудач этого государства, ведь американцы, по сути, не довели до победного или логического завершения ни одного серьезного конфликта, не принесли ни мира, ни спокойствия ни одной части мира, где появлялись их солдаты.
Это относится к Афганистану, Ираку, Сирии, а хваленая армия США, военные базы которой разбросаны по всему миру, с 2001 года не может справиться даже с афганскими душманами. Не случайно же, во многих странах, в том числе и в Центральной Азии, трезвомыслящие политики начинают задумываться, а способны ли США стать гарантами их безопасности и стратегической стабильности? На такой вопрос все чаще звучат отрицательные ответы.
Крах и несостоятельность глобального курса Вашингтона на «миротворчество», на смотрителя и распорядителя судеб государств, где, по его мнению, хромают демократические порядки и нарушаются права человека, хорошо просматривается на примере отношений с Турцией, которая на протяжении десятилетий шла в фарватере американской политики, а теперь открыто бросает вызов своим союзникам по НАТО. Ведь президент Турции Реджеп Эрдоган неоднократно заявлял о причастности американцев и проживающего в США исламского проповедника и философа Фетхуллаха Гюллена к попытке государственного переворота с тем, чтобы не допустить нормализации отношений Анкары с Москвой и более конструктивного участия турецкой стороны в сирийском конфликте. Более того, турецкий президент даже предупреждал руководство Киргизии и Казахстана о том, что разветвленные структуры этого проамериканского Гюллена могут попытаться повторить и нечто подобное в отношении законных властей этих государств, если направление их политического компаса не будет соответствовать целям и интересам Вашингтона в регионе.
Казалось бы, задаются вопросом аналитики, как этот беглец и изгнанник — Фетхуллах Гюллен, вот уже 16 лет скрывающийся от праведного суда за океаном, может оказывать какое-то существенное влияние на события в Турции или в некоторых странах ЦА? Но ведь речь идет не только о влияния его разветвленной сети через учебно-просветительские программы, насаждающие идеи махровой исламизации населения Востока и Азии, но и попытках государственного переворота, в частности, в той же Турции. В реальности же этот Фетхуллах Гюллен, констатирует западная печать, отнюдь не рядовой религиозно-философский деятель с благостными мыслями и делами, каким его представляют власти США, а один из очередных проектов американских спецслужб, обслуживающих внешнеполитические амбиции Вашингтона.
На пустом месте, рассуждают эксперты, невозможно, как Фетхуллах Гюлен, стать владельцем медиахолдинга, включающим в себя печатные издания, телеканалы и радиостанции. Он также организатор и контролер огромной «образовательной империи» в 150 странах мира, объединяющей университеты, школы, колледжи, вплоть до детских садов. Впоследствии выпускники школ и университетов Гюлена внедряются во властные структуры «интересующего» Вашингтон государства, в том числе в армию и силовые структуры, в светские учебные заведения, воспитательные и пропагандистские органы, формируя так называемую пятую колонну.
По мнению экспертов, в целях «удовлетворения» своей явной заинтересованности в делах стран ЦА, эффективного воздействия на их внешнеполитический курс, укрепления собственных позиций и влияния в регионе вашингтонские власти охотно используют широко разветвленную здесь «просветительскую и образовательную» инфраструктуру Фетхуллаха Гюллена. Конечно, это дает свои результаты. Некоторые аналитики в этой связи обращают внимание на то, что, к примеру, в Киргизии значительная часть политических деятелей и государственных чиновников за последние 15 лет получила образование в учебных заведениях Гюллена. То же самое можно говорить и о представителях социальной и политической элиты в Казахстане, где каждый пятый госслужащий до 40 лет закончил одну из гюленовских школ, а 85 процентов детей из состоятельных элитных семей проходят в них обучение.
Еще находясь в Турции, Фетхуллах Гюллен и его единомышленники, как известно, совмещали проповедническую деятельность с бизнесом и образовательными проектами. Авторитет религиозного деятеля в бизнес-среде был настолько высок и непререкаем, что даже те предприниматели, которые не имели отношения к его организации, стали обращаться к нему как к справедливому арбитру для урегулирования финансовых и иных споров, в том числе и с государственными структурами. С его «властью» вынуждены были считаться как силовые структуры Турции, так и лидеры организованных преступных группировок».
Помимо создания сети средних учебных заведений, сторонники этого проповедника всегда охотно и активно» работали и со светской аудиторией, а не только с религиозными кругами. Они пытались привлекать на свою сторону интеллигенцию, журналистов, чиновников, депутатов, «инфицируя» их идеями и разрушительными для светского государства программами, направленными на реализацию целей джамаата. В свое время именно турецкие власти первыми забили тревогу в связи с «оккупацией» ключевых государственных структур ставленниками Гюллена, который был затем объявлен ими вне закона, а сам проповедник от ответственности и тюрьмы укрылся за океаном.
Возникает закономерный вопрос — неужели Гюллену удалось добиться столь мощного влияния в одиночку, действуя без какой либо внешней поддержки? По единогласному мнению аналитиков, такой рост могущества и благосостояния организации Гюллена без постоянной поддержки и опеки американских властей был бы просто невозможен. Ведь американские власти давно уже поняли, что будущее за сетевыми морально-психологическими операциями и политическими войнами, где победы порой могут доставаться без единого выстрела и излишних жертв. Именно поэтому Вашингтон не мог оставить без своего внимания и использования религиозные, образовательные, экономические и аналитические структуры Гюллена, выстроенные в ряде стран мира, в том числе в ЦА, не без участия американских же спецслужб.
Кому, если не турецкой разведке и лично президенту Эрдогану не знать этого лучше, чем кому- либо еще в регионе. Поэтому в Анкаре не могут всерьез воспринимать «оправдания» властей США в том, что не имеют никакого отношения к попытке государственного переворота в Турции и отстранения от власти «неудобного» для американцев Эрдогана. Создается, впрочем, впечатление, что за океаном в свою очередь не сомневаются в том, что властям Анкары хорошо известно о присутствии «американской руки» в подготовке и организации военного путча.
Как бы там ни было, но период доверия и взаимного почитания даже в отношениях двух ведущих государств НАТО основательно и надолго себя исчерпал, что должно быть хорошим уроком для тех, кто все еще продолжает верить в порядочность и честность американских властей.
Виктор Барсов, публицист, Avesta.Tj