Последнее исследование ООН показало 57-процентный рост случаев заболевания ВИЧ в странах Центральной Азии. О ситуации в Таджикистане Sputnik рассказал директор Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД, доктор медицинских наук Сайфуддин Каримов.
Эпидемия ВИЧ в мире на подъеме — с начала эпидемии СПИДа, то есть с 80-х, ВИЧ заразились порядка 78 миллионов человек, 35 миллионов из них умерли.
А начиная с 2001 года, ежегодно вирусом ВИЧ заражается 1,9 миллионов человек, говорится в докладе Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС).
Правда наибольшее количество новых случаев ВИЧ-инфекции приходится на Восточную Европу и Центральную Азию. Здесь отмечено 57-процентное годовое увеличение ВИЧ-инфекции между 2010 и 2015 годом.
И более половины всех новых случаев заражения связано с недостатком профилактических программ, особенно среди потребителей инъекционных наркотиков.
Количество ВИЧ-инфицированных растет и в Таджикистане
— В исследовании ООН говорится, что наибольшее количество новых случаев ВИЧ-инфекции приходится, в том числе, на Центральную Азию. Здесь, якобы, отмечено 57-процентное годовое увеличение ВИЧ-инфекции между 2010 и 2015 годом. Вы отмечаете подобный рост?
— Да, я могу согласиться с этими данными. Не скажу точный процент, ведь это обобщенные сведения по всему региону и России, но рост есть достаточно большой, — говорит директор Центра Сайфуддин Каримов.
Количество случаев ВИЧ-инфекции, зарегистрированных в Таджикистане, начиная с 1991 года по 31 марта 2016 года, составило 7936 тысяч случаев, из них 5422 (68,3%) — мужчин и 2514 (31,7%) — женщин. А число людей, живущих с ВИЧ в РТ, составило 6253 человека или 74,9 на 100 тысяч населения. Для сравнения, аналогичный показатель в 2011 году составил 39,6 на 100 тысяч.
В 2015 году в стране был выявлен 1151 новый случай ВИЧ-инфекции или 13,8% на 100 тысяч населения, в 2011 году этот показатель составил 12,8%. Другими словами, наблюдается рост показателя заболеваемости населения ВИЧ-инфекцией.
Нужно отметить, что растет количество новых случаев ВИЧ, когда инфекция передается именно половым путем. Например, в прошлом году картина была следующей: передача половым путем — 61,7%, инъекционным — 21,4%. Еще четыре года назад — в 2011-ом, новые случаи половым путем держались на процентной отметке в 37,7, инъекционным — 41,7%.
Если кратко, основные особенности эпидемии ВИЧ в Таджикистане сегодня характеризуются следующим образом. Это в принципе увеличение числа людей живущих с ВИЧ. Увеличение числа новых случаев, хотя здесь, нужно отметить, что на самом деле не все новые случаи действительно новые.
Многие люди были заражены и раньше, просто тогда у нас не было возможности, например, технической, выявить их.
Далее, это увеличение удельного веса женщин среди этих новых случаев; выход на первые роли передачи ВИЧ половым путем. При этом заметное уменьшение удельного веса инъекционного пути передачи инфекции, но увеличение вертикального пути передачи ВИЧ (передача от инфицированной матери ее новорожденному ребенку, — ред.) и косвенное влияние фактора трудовой миграции на развитие эпидемии.
— Какова, на ваш взгляд, разница между официальной статистикой по числу заболевших и реальными цифрами?
— Не могу сказать, возможно, в реальности количества инфицированных в половину больше официальной цифры. Многие стыдятся приходить, боятся узнать свой статус или даже не подозревают, что могут быть больны. Есть важный момент дискриминации со стороны общества.
Обязательное тестирование внедрить можно, но дорого
— Согласно гендерному анализу национальной политики по предотвращению и профилактике ВИЧ/СПИД в РТ за 2015 год из общего количества опрошенных инфицированных женщин 50,4% отметили, что их сексуальные партнеры являются трудовыми мигрантами и 26% — потребителями инъекционных наркотиков.
— Есть общепризнанные группы риска — наркоманы, проститутки, представитель секс меньшинств. Но цифры показывают нам, что гораздо более уязвимая группа — это жены трудовых мигрантов. Почему не работают с ними?
— Мы причисляем их к уязвимым группам. Среди новых случаев заражения с каждым годом увеличивается количество людей ранее бывших в трудовой миграции. 61 человек, например, был зарегистрирован в 2011 году, в 2015 году уже 165 человек. Но, конечно, это те, кто приходят сами проверяться или их отправляют другие врачи по каким-то медицинским показаниям и потом выясняется, что они заражены.
— Ранее эксперты предлагали внедрить обязательное тестирование всех возвращающихся на родину трудовых мигрантов. Ведь внедрили же с 1 июля обязательное медобследование перед заключением брака. Может уже пора и это сделать?
— Это было бы, наверное, правильно, но здесь нужно и с экономической точки зрения смотреть. Вы представляете, сколько денег на это потребуется? Тест на ВИЧ стоит 22 сомони, государство не сможет изыскать средства, чтобы проверять ежегодно всех наших мигрантов (по официальным данным только в РФ сегодня находится более 800 тысяч мигрантов из РТ, — ред.). Даже не ежегодно.
Сейчас бесплатно проходят тесты лишь беременные женщины и лица из уязвимых групп.
Что касается мигрантов и их жен, с ними постоянно проводятся профилактические беседы и предупредительные работы. Но, конечно, этого недостаточно.
«С дискриминацией нужно бороться всем обществом»
— По данным исследования, более половины всех новых случаев заражения во всем постсоветском регионе связано с недостатком профилактических программ, особенно среди потребителей инъекционных наркотиков. Как у нас с этим обстоят дела, есть ли в РТ какая-то специальная программа?
— Есть программа снижения вреда от ВИЧ, которая работает с 2012 года. Уже разработан проект национальной программы по противодействию эпидемии ВИЧ на 2016-2020 годы, ее приоритетным направлением станет профилактика ВИЧ среди уязвимых групп населения, в том числе — среди мигрантов и их семей.
По программе планируется ежегодное увеличение доли госфинансирования всей деятельности против ВИЧ, но, конечно, остается и поддержка международных доноров. Например, Глобальный фонд в последний раз дал нам грант в размере 15 миллионов долларов.
— Есть еще и такое мнение, что на профилактику тратятся огромные деньги, а уже зараженным СПИДом достаются только бесплатные презервативы и шприцы. Есть ли программа, направленная непосредственно на людей, живущих с ВИЧ? Например, какая-то поддержка жен тех же трудовых мигрантов, они чаще страдают от дискриминации общества, их выгоняют из дома, отбирают детей, они не могут найти работу, не раскрыв себя, не могут получить образования…
— Дети до 18-летия обеспечиваются пособиями — это порядка 400-500 сомони в месяц. Дети с рождения до 1-2 лет обеспечиваются молочными смесями. Что касается женщин, они получают бесплатное лечение.
Мы со своей стороны можем помочь таким женщинам как врачи, мы работаем анонимно, даже когда выясняется статус женщины, мы никогда не распространяем об этом информацию даже в ее семье. Ну а с дискриминацией нужно бороться всем обществом.
— Какие льготы согласно законодательству РТ должны обеспечиваться люди, живущими с ВИЧ? Как часто они обращаются за этими льготами?
— Кроме того, что я уже говорил, все остальное лечение тоже для них должно быть бесплатным, лечение зубов, например, какие-то операции и т.д. Конечно, не все хотят раскрывать свой статус перед врачами, и, конечно, не всегда наши врачи реагируют адекватно.
Например, был случай, когда ребенку с ВИЧ нужно было удалять гланды, был назначен день операции, но врач под каким-то предлогом отказался делать операцию.
Пришлось нам этому врачу и руководству больницы объяснять законы и порядок лечения людей с ВИЧ инфекцией. Врач обязан оказать помощь любому больному, вне зависимости от его статуса, иначе он должен отвечать по закону. ru.sputnik-tj.com