Таджикистан представляет интерес для российских бизнес-структур. Однако реализовать его можно только после того, как власти страны определятся с экономическими и политическими приоритетами.
Стало известно, что российский «Газпром» намерен продолжить поиски нефти и газа в недрах Таджикистана. На исследование и бурение первой скважины у компании ушло около шести лет.
Sputnik Таджикистан решил выяснить, почему двустороннее сотрудничество развивается не столь быстро, как хотелось бы, и что мешает российскому бизнесу заключать выгодные контракты с таджикскими коллегами.
По словам главы департамента стран СНГ Института политических исследований Алексея Бычкова, газовая проблема имеет под собой две основы — политическую и экономическую.
Во-первых, Евразийский экономический союз заинтересован в проникновении в страну путем налаживания тесного сотрудничества.
«Цель России — продвижение интересов ОДКБ в регионе», — поясняет эксперт, добавляя, такая позиция идет в противовес тому, что раньше Таджикистан находился под влиянием НАТО и других европейских структур.
Для России Таджикистан занимает важное геополитическое положение, так как граничит с Китаем и Афганистаном. Россия заинтересована в том, чтобы предотвратить проникновение на свою территорию боевиков «Исламского государства».
По его мнению, вопросы политической конъюнктуры являются основополагающими в развитии двустороннего сотрудничества.
«Экономика тут выходит на второстепенный план. Она выступает связующей ячейкой для стран», — поясняет политолог, отмечая, что именно такую функцию в первую очередь выполняет «Газпром».
По его мнению, бизнес соглашения между Россией и Таджикистаном будут «буксовать» до тех пор, пока последний не станет частью единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического союза.
И хотя руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Дмитрий Попов полагает, что бизнес-элита Таджикистана скептически относится к ЕАЭС, боясь потерять прибыль, именно после вступления в союз, подчеркивает Бычков, страна может рассчитывать на приток зарубежных инвестиций.
По мнению руководителя отдела экономики Института стран СНГ Азы Мигранян, представители российских экономических кругов готовы налаживать связи с таджикской стороной.
«Конечно, российские предприниматели заинтересованы в любой форме сотрудничества. Любое поле взаимодействия создает новые возможности, поэтому Россия приветствует продвижение бизнеса в страны Центральной Азии, в том числе и в Таджикистан», — заявила Мигранян.
Однако, по ее словам, российские бизнесмены сталкиваются с ограничениями геополитического характера, которые власти Таджикистана увязывают со сложной экономической ситуацией в стране.
Отпугивают бизнесменов и нерешенные проблемы, связанные с гидроэнергетикой, в частности, со строительством Рогунской ГЭС, в возведении которой с 2004 по 2007 годы принимала участие компания «Русал».
По мнению Азы Мигранян, существующие сложности также предопределяют низкий ресурсный потенциал страны. Экономические проблемы требуют серьезных денежных вложений.
Вопросы развития частного предпринимательства в стране были и остаются сложными. Ряд международных структур, например, Международный валютный фонд (МВФ) неоднократно предпринимал попытки стимулировать частный бизнес и качество экономики в целом.
Напомним, согласно рейтингу, составленному американским журналом Global Finance magazine, Таджикистан занял 153 место в рейтинге самых богатых стран мира. Это самый низкий показатель среди стран Центральной Азии.
Самой богатой страной Центральной Азии стал Казахстан, попавший на 50 строчку мирового рейтинга. Следом идут Туркменистан, Узбекистан и Кыргызстан. ru.sputnik-tj.com