Отмечается, что в первом квартале 2016 года страны ЕАЭС вступили в активную стадию принятия решений по вопросам развития реального сектора экономики. В топ-10 позитивных событий, связанных в этот период с евразийской интеграцией, эксперты включили: одобрение Советом ЕЭК концепции формирования общего рынка газа, решение о создании единого оператора контейнерных железнодорожных перевозок, планы разрешить пересечение границ в ЕАЭС по внутренним документам граждан стран-участниц, снижение стоимости роуминга на территории Союза, укрепление позиций рубля во взаимной торговле членов ЕАЭС.
С начала 2016 года оживилась тема создания очередных зон свободной торговли. О соответствующих намерениях заявили ряд новых стран, в том числе Пакистан, Индия, Иордания. В условиях замедления темпов роста мировой экономики развивающиеся рынки все чаще смотрят на ЕАЭС, как на возможность занять освободившиеся после санкций и контрсанкций ниши. Кроме того, на фоне первых интеграционных успехов дальнейшее развитие получила идея создания экономического континентального партнерства между странами ШОС и ЕАЭС.
Казахский политолог Еркин Байдаров отметил заявление иранского диппредставительства в Астане об установлении режима свободной торговли с ЕАЭС. «Снятие экономических санкций с Ирана позволяет ему начать более тесное сотрудничество как с ЕАЭС, так и с выстраиваемым из Китая в Европу Экономическим поясом Шелкового пути. Официальный визит Президента Нурсултана Назарбаева в апреле 2016 года в Тегеран, где и обсуждались эти вопросы, подымет сотрудничество Иран с Казахстаном и ЕАЭС на новый уровень», — сказала политолог.
Основная критика объединения связана с ухудшением экономической статистики стран-участниц по итогам первого года работы ЕАЭС. В топ-10 событий, негативно отразившихся на евразийской интеграции, эксперты поставили снижение объемов внутреннего товарооборота между членами Союза, рост инфляции в ключевых странах ЕАЭС и рост рисков для инвестиций в Центральной Азии, а также неясность по срокам принятия Таможенного кодекса. Кроме того, эксперты увидели в Транстихоокеанском партнерстве конкурента ЕАЭС.
Дальнейший курс на евразийскую интеграцию потребует от руководства ЕАЭС серьезных дипломатических усилий и достаточно высокой концентрации политической воли, позволяющей добиваться необходимых для развития Союза решений — резюмировали эксперты.
В составлении рейтинга приняли участие эксперты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России. Азия-Плюс