Как оказывается врачебная помощь душевнобольным в Таджикистане?
Дорогу в 20 километром от Душанбе до поселка Табибон района Рудаки мы преодолели за полчаса — с двумя пересадками на такси по два сомони.
Как оказалось, психиатрическая клиника, именуемая в народе «Куктош», связана с историческим названием района, где расположена клиника. Еще в далеком 1935-м район Куктош был переименован в район Карахана Сардарова, в 1970-м — в Ленинский, сейчас это район Рудаки, но в народе до сих пор больницу называют «Куктош», а район по старой памяти продолжают называть Ленинским.
Больница расположена на более чем тридцати гектарах.
Отделения больницы размещаются в одноэтажных постройках. Мы в сопровождении врачей побывали в одном из них.
Больные находились на прогулке, на огороженной территории. Нам показали палаты с аккуратно заправленными постелями, помещения для приема пищи. Было видно, что в отделении был произведен добротный ремонт. Территория больницы ухожена, чистые дорожки, ведущие в отделения и приусадебное хозяйство. Сотрудники больницы отметили, что овощи в них выращивают сами больные.
Пятидесятилетняя Садбарг (имя изменено), одна из пациенток, по-детски наивно улыбаясь и перебирая пальцами, вытягивается почти по стойке смирно и сбивчиво говорит:
«Я уже не нуждаюсь в постоянном уходе психиатров и чувствую себя вполне здоровой. Последний раз родные навещали меня год назад. У меня дома нужно сделать ремонт. Родственники сейчас живут в Питере и, похоже, не собираются меня отсюда забирать. Здесь неплохо за мной ухаживают, говорят теплые слова. Но я скучаю, поскорее бы домой, у меня много, очень много незавершенных дел… соседи постоянно затапливают меня…»
Присутствовавший при разговоре врач просит не утомлять больную вопросами.
«Пожалуйста, из этических соображений не заглядывайте в окна и не фотографируйте пациентов», — предупреждает врач.
Психбольница — закрытое учреждение со своими порядками. Как оказалось, у большинства пациентов нет ни дома, ни семьи.
«Пациенты больницы зачастую попадают в клинику после смерти родителей, когда братья и сестры, переложив всю ответственность на государство, попросту забывают о них. Есть больные, которые десятками лет остаются в этой больнице. Некоторые прошли курс лечения и могут жить в обществе, не представляя опасности для окружающих, но им опять-таки некуда идти, и таких в нашей больнице более сотни», — говорит заведующая 1-м женским отделением Гульнора Рузибаева.
По ее словам, молодые специалисты неохотно идут в профессию, но все же в больнице они есть.
Махина Кимматова, молодой врач-психиатр, закончила Таджикский медуниверситет и вот уже второй год работает в этой клинике.
«Профессия врача-психиатра — одна самых опасных, как профессия пожарного или военного. Мы работаем на грани риска. Поначалу было сложно, но сейчас я уже вошла в профессию, работаю и одновременно живу на территории больницы», — говорит молодой специалист.
Издержки опасной профессии
Об оказании психиатрической помощи в стране мы решили поговорить с главным врачом Республиканской клинической психиатрической больницы (РПКБ), главным специалистом — психиатром Минздрава и соцзащиты РТ Хуршедом КУНГУРОТОВЫМ.
— Считается, что состояние психических больных зависит от времени года. Это правда?
— С сезоном наша профессия, в которой я с 1980 года, никак не связана, это миф. Да, существуют определенные сезонные колебания, которые попадают на осенний и весенний периоды и вызывают обострения у многих, и далеко не у душевно больных. Поэтому я не могу согласиться с таким утверждением — некоторые виды депрессий, психических расстройств могут обостриться в любое другое время года.
— Сколько психиатрических больниц в Таджикистане и как они финансируются?
— В республике существует 1675 койко-мест в психиатрических клиниках, это в шесть раз меньше в сравнении с 1990 годом. На питание на одного больного в РПКБ, например, в день расходуется 5 сомони, на медикаменты — 3,12 сомони. Наряду с РПКБ в джамоате Лаккон города Исфары функционирует Согдийская областная психиатрическая больница. В Рошткале строится психиатрическая больница на 75 койко-мест. Несколько дней назад начато строительство областной психиатрической больницы в Кулябе, на 125 коек. Все другие являются центрами психиатрической помощи. За последние три года только на ремонт медучреждений сферы было затрачено 4,5 млн сомони…
— Можно ли сказать, что в одной стране людей, страдающих психическими расстройствами больше, чем в другой? Что говорит статистика?
— По среднемировой статистике, около 2-3% населения страдают теми или иными психическими отклонениями. У нас в республике зарегистрировано 44 тысячи 499 больных, нуждающихся в психиатрической помощи. То есть на каждые 100 тыс. человек приходится 556 психически больных. Сейчас в нашей клинике на лечении находятся 633 больных, в том числе 199 женщин.
— Существуют ли отличия в оказании психиатрической помощи в разных странах?
— Практически нет. Где- то законы о психиатрической помощи были приняты раньше, где-то позже. В нашей стране статус психических больных, права и обязанности врачей при оказании психиатрической помощи были определены Законом «О психиатрической помощи» в 2002 году. Сейчас у нас в стране существует проблема нехватки кадров. Клиники страны нуждаются еще в 175 врачах-психиатрах, в том числе и детских.
— Выходит, профессия непрестижна?
— Да, она действительно непрестижная, молодежь не особо стремится в нее. Врачи-психиатры имеют 25%-ю надбавку к зарплате, имеют льготный отпуск в 55 календарных дней. Но есть и другая сторона — профессия еще и опасная. Помните, два года назад больной в психиатрической клинике насмерть зарубил топором своего лечащего врача…
— Отличается ли психическая норма у нас от принятых в других странах?
— Четкой грани между нормой и патологией, в том числе и психической, нет. Психическая сфера очень тесно связана с этническими, национальными, религиозными особенностями населения. В понятии индивидуальности человека объединены его темперамент, характер его окружения, воспитания, и говорить о четкой грани между нормой и патологией невозможно. Возьмем две семьи: то, что считается нормой для одной, может быть неприемлемым для другой.
— А какие заболевания встречаются особенно часто у нас?
— Все тенденции, которые существуют в мире, существуют и у нас в Таджикистане. Я бы выделил депрессию. Как и во всем мире, количество больных с этим диагнозом увеличивается. Также увеличивается количество расстройств, связанных со стрессом.
— СМИ сообщали о громком случае с гражданкой Узбекистана Гульчехрой Бобокуловой, обвиняемой в жестоком убийстве ребенка в Москве. В СМИ также упоминалось, что женщина страдает серьезным психическим заболеванием. Выходит, в миграцию может податься и душевнобольной?
— Лица, легально выезжающие в трудовую миграцию, проходят медосвидетельствование, в том числе и у психиатра. Запреты на выезд могут коснуться только людей с тяжелыми, хроническими или часто обостряющимися расстройствами. Но так как часть мигрантов работает в России все же нелегально, соответственно, не исключен тот факт, что среди них могут оказаться и люди с душевными расстройствами.
— В последнее время очень часто в криминальных сводках фигурируют случаи самоубийств. С чем они связаны и каков психологический портрет самоубийцы?
— В Европе число самоубийств значительно больше. По мнению специалистов, самоубийства связаны с социально-экономическим положением и отношением к религии. Основная часть населения страны исповедует ислам, который признает самоубийство грехом. Среди основных причин самоубийства выделяются семейные конфликты, насилие. И уязвимой в этом плане категорией являются женщины и молодежь. Многие считают самоубийц душевнобольными. Но это не так. Например, в прошлом году нашими экспертами было проведено 2 тыс. психиатрических экспертиз, в отношении не только тех, кто пытался покончить жизнь самоубийством, но других категорий лиц, и лишь в восьми случаях психические расстройства подтвердились. За три месяца этого года из шести проведенных экспертиз только в отношении женщин лишь одна из них – та, которая в Джиликуле бросилась в реку с детьми, но выжила — была признана душевнобольной.
— Можно ли не лечить психические отклонения?
— Если имеется определенное состояние, которое квалифицируется как болезнь, то лечить нужно. Согласно ст. 7 Закона РТ «О психиатрической помощи» лицам, страдающим психическими расстройствами, психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении или с их согласия. Несовершеннолетним лицам, признанным недееспособными, психиатрическая помощь оказывается по просьбе или с согласия их законных представителей.
— В каком случае лечение проводится в принудительном порядке?
— Термин «принудительно» используется в отношении лиц, совершивших противоправные действия. Они по решению суда направляются на лечение. Также без согласия больного и его законного представителя по решению суда может быть госпитализировано лицо, имеющее выраженное психическое расстройство, лишающее его способности к принятию осознанных решений, и представляющее непосредственную опасность для себя и для окружающих. Так или иначе, насильно поместить кого-то на лечение без решения суда невозможно, больница без решения суда не имеет права задерживать больного более чем на 48 часов.
— Все ли обратившиеся к вам за помощью являются больными или бывают случаи, когда приходят здоровые?
— Конечно, не все. Бывают случаи, когда обращаются по поводу межличностных взаимоотношений, с семейными проблемами, лица, перенесшие стресс или потерю близкого человека, уволенные с работы и прочее. Этих людей психически нездоровыми называть нельзя, но они нуждаются в помощи психиатров.
— Люди у нас боятся идти к психиатрам из-за боязни, что узнают знакомые и станут относиться к ним с предубеждением…
— Действительно, такая тенденция имеет место. Люди боятся общественного мнения. Но у нас есть успехи в этом плане. Сейчас в столице работает Центр психического здоровья. Граждане круглосуточно могут обращаться за помощью по телефонам: 224-17-79, 224-14-00 и 378813757. Кроме этого, в столице работает Республиканский центр психического здоровья и реабилитации детей.
— Сейчас люди очень часто сталкиваются с различными проблемами на своем жизненном пути. Что бы вы посоветовали им при частых стрессах для сохранения психического здоровья?
— Конкретного перечня профилактических мер никто вам не назовет. Но в любом случае люди должны заботиться как о физическом, так и о психологическом здоровье. Важно сочетание активного образа жизни, сна и отдыха, о котором многие часто забывают. А вот родителям я хотел бы посоветовать быть чуткими к своим детям. Зачастую родители не видят проблем своих детей и порою остаются безучастными. Asia-Plus