На прошлой неделе местные СМИ в очередной раз подняли тему предстоящего сноса нескольких исторических зданий в Душанбе, в том числе и Русского драматического театра им. Вл. Маяковского. По словам заместителя директора театра Гульноры АХМЕДОВОЙ, несколько раз в театр приходили представители администрации города, а также аппарата президента.
«Приходили, делали замеры, фотографии, сказали, что в самом ближайшем будущем здание театра будет снесено, но куда мы пойдем, когда нас снесут, – пока неизвестно», — отметила она в интервью «АП».
По ее словам, соседи театра – Агентство по госфинконтролю и борьбе с коррупцией – уже получили на руки документ, указывающий, что им необходимо съехать до 1 апреля 2016 года. Театр им. Вл. Маяковского таких официальных уведомлений еще не получил.
«Уж скорее бы дали нам официальное распоряжение, чтобы завершилось наше подвешенное состояние, — говорит Г.Ахмедова. — В таких условиях очень сложно работать».
Между тем, по неподтвержденным данным, в настоящее время в качестве новых зданий для театра им. Вл. Маяковского и Таджикского драматического театра им. Лахути, здание которого также готовится к сносу, рассматривают помещения столичных кинотеатров – «Ватан», «Джами» или «Таджикистан».
«Кто-то говорит, что переведут нас в «Ватан», кто-то – в «Джами», но ведь и тот и другой кинотеатры также планируют сносить, значит, если даже мы переедем туда, это будет наше временное убежище, а частые переезды – это ведь хуже всего», — отмечает Г.Ахмедова.
Что касается кинотеатра «Таджикистан», то его планируют отдать театру Лахути.
Кроме того, Г. Ахмедова объясняет, что только для театральных декораций «Маяковского» требуется помещение не менее 80 квадратных метров.
«А гримерные, а костюмы? Для всего этого требуются дополнительные помещения, которые не предусмотрены в кинотеатрах. Я уже не говорю о том, что в кинотеатре нет подходящей сцены для спектаклей, невозможно установить необходимый свет».
По мнению замдиректора, оптимальным вариантом для коллектива «Маяковского» была бы возможность дождаться окончания строительства Национального театра, старт которому был дан в марте прошлого года.
«Насколько мне известно, в новое здание должны будут переехать коллективы театров Лахути и Оперного, — говорит она. — Почему бы в таком случае нас не перевести в здание Оперного театра?»
Между тем планируется, что Национальный театр Таджикистана будет возведен рядом с Национальным музеем и парком Национального флага Таджикистана в 2020 году.
«Театр начинается с вешалки, наш город – с театра»
ГЛАВНЫЙ радетель сохранения исторических душанбинских зданий историк Гафур ШЕРМАТОВ напоминает, что здание театра им. Вл. Маяковского было первым капитальным сооружением в нашей столице.
«До него были только глинобитные постройки и здание больницы, которое в 1917 году здесь было построено на пожертвования обычных граждан царской России, — говорит он. – Здание театра стало первым, вернее тогда это был Дом дехканина, в котором в 1929 году было объявлено, что Таджикистан отныне будет не автономной республикой в составе Узбекской ССР, а Таджикской ССР».
По словам Г. Шерматова, это здание с инженерной точки зрения и сегодня является хорошим образцом советского строительства и могло бы прослужить еще не один десяток лет. Особенное внимание историк обращает на сцену театра, которая была выполнена по уникальному проекту, специально предназначенному для театра им. Вл. Маяковского.
«Принятие «окончательного решения» о сносе театра станет концом истории нашего города, — говорит Г.Шерматов, — потому что Душанбе начался с него, хотим мы этого или нет. Санкт-Петербург — с дома Петра Первого, а Душанбе — с театра им. Вл. Маяковского. Я не понимаю, от чего мы хотим избавиться?»
Впрочем, театр им. Вл. Маяковского – это не только историческое здание и уникальная сцена, прежде всего это люди, вернее одна большая интернациональная семья. Большая часть сотрудников театра пришли сюда еще в детском возрасте, когда-то здесь работали их родители. Например, нынешний директор – Мунира Дадаева, она оказалась на сцене театра им. Вл. Маяковского в 4-летнем возрасте. У многих актеров из страны уехали родственники, теперь зовут их к себе, но они отказываются. В театре давно уже не хватает специалистов, низкие заработные платы, а люди продолжают работать. Более того, в прошлом году коллектив театра за свой счет наладил в своем помещении стационарное отопление, так что теперь в «Маяковском» тепло зимой. В последние годы именно эта труппа получала за рубежом театральные премии за свои спектакли.
«Мы недавно встречались с Тимуром Касымовичем (Зульфикаровым, –прим.ред.), — говорит Г.Ахмедова, — и так получилось, что одновременно высказали одну и ту же мысль по поводу сноса зданий вообще в нашем городе. Вот наш снесенный Главпочтамт, он ведь, по сути, был как мечеть – намоленное место. Сколько там было пролито слез при междугородних переговорах, сколько томительных часов ожидания провели душанбинцы в нем. Я сама как-то просидела там сутки со своей теткой, которая ждала соединения с Абаканом, где служил ее сын. И сколько было таких, как мы. Кто-то получал там известия о смерти, кто-то — о рождении. То же самое можно сказать и о нашем театре, на постановках которого выросло не одно поколение душанбинцев». Asia-Plus