Минсельхоз попутал?

На протяжении многих лет специалисты в области сельского хозяйства предупреждали о том, что завоз иностранных семян в Таджикистан – дело неблагодарное, а порой и опасное. Но семена из-за рубежа в нашу страну продолжали завозить. В прошлом году эта роковая практика дала свои всходы: дехкане Восейского района фактически остались без урожая хлопка.

Подробности — в материале «АП».

«Я НЕДАВНО был в Казахстане, там в 2015 году собрали с одного гектара земли 110 центнеров зерновых, а у нас с одного гектара — 23 центнера, мне стыдно говорить об этом», — горячился в октябре прошлого года спикер нижней палаты таджикского парламента Шукурджон Зухуров в ходе обсуждения нового закона РТ «О семеноводстве». Причиной таких неудач тогда он назвал тот факт, что в стране не осталось ни одного нормально функционирующего семеноводческого хозяйства. Представители Минсельхоза парировали, мол, на отрасль выделяется недостаточно средств. «Именно вам нужно доказать правительству необходимость развития этой отрасли», — ответил им Ш. Зухуров.

Впрочем, 23 центнера зерновых с гектара, за которые спикеру было стыдно, оказались не единственным недобором. В прошлом году дехкане Восейского района с одного гектара получили меньше 10 центнеров хлопчатника, раньше их урожай достигал тридцати. Естественно, дехкане из Восе в прошлом году оказались на грани банкротства и в отчаянии попытались докопаться до истины. Докопались. После чего подали в экономический суд с просьбой дать оценку действиям госучреждения при Минсельхозе РТ с длинным названием «Государственная комиссия по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур и охране сортов». Дело в том, что это учреждение легализовало использование китайских семян хлопчатника и указало в документах, что их урожайность достигает 40 центнеров, но, когда не вышло и десяти, фермеры выяснили, что этот сорт семян фактически еще не изучен.

Семена раздора

ИСК в столичный экономический суд подал один из разорившихся дехкан Восе — Лашкари Мирзоев. Он же написал на эту тему письмо и президенту страны. Его главные требования: признать недействительным свидетельство о районировании сорта хлопчатника и свидетельство прав селекционера, выданное китайской компании, которая поставляла дехканам злополучные семена хлопчатника.

В исковом заявлении Л. Мирзоев подробно изложил свою версию банкротства.

В начале 2014 года он, как руководитель производственного кооператива «Шарифджон», по настоянию бывшего работника Минсельхоза Бойназара Бозорова, ныне работающего в научно-технической компании «Цзинян Инхай Хуанфансуй» (КНР), купил в этой компании 6 тонн семян хлопчатника сорта (гибрид) «синьюйцза-39». Эти семена были презентованы ему как «элитный сорт». Для доказательства Л.Мирзоеву представили всю соответствующую документацию.

Л. Мирзоев утверждает, что все условия посева и возделывания почвы были соблюдены, но даже половины обещанного урожая дехкане не получили.

Вот тогда они и стали проводить свое собственное расследование, которой показало, что «чудо»-гибрид (F-2) «синьюйцза-39» относится к неизвестной группе и его урожайность до сих пор не выявлена.

«Это подтверждается сертификатом качества семян (№0001997 от марта 2014 года), который был выдан госинспекцией по надзору за семенами Минсельхоза РТ», — говорится в заявлении Л. Мирзоева.

«Можно было бы оставить все это без внимания, но если мы сейчас промолчим, то эти проблемы коснутся всех наших сельхозпроизводителей, а значит, это отразится и на экономике Таджикистана, — говорит Л.Мирзоев. — Если сейчас не принять экстренных мер, то соответствующие структуры будут продолжать подтверждать высокие сортовые и посевные качества семенной продукции, которая им совсем не соответствует».

Дело принципа

КОНЕЧНО, в суд Л. Мирзоев пошел не сразу, сначала он решил узнать, какую урожайность этот сорт хлопчатника показал в регионе. Проехал по соседним хозяйствам и убедился, что китайские семена довели до банкротства не только его.

С его мнением перекликалась и прошлогодняя программа на телеканале «Шабакаи аввал», в которой журналист Бахтиёр Сафаров рассказывал об убытках дехкан из Восейского района, закупивших китайские семена. При этом Бахриниссо Назарова, замначальника сельхозуправления Кулябского региона, куда относится и Восейский район, сказала, что сорт «синьюйцза-39» вообще не был районирован в их регионе.

Но представители госучреждения с длинным названием говорили о полном соблюдении всех норм испытания китайских семян в этом районе. Им вторили и другие представители Минсельхоза. Например, начальник управления семеноводства Махмуд Бегиджонов сказал, что китайские сорта семян хлопчатника широко и успешно используются и в других регионах страны и действительно дают до 40 центнеров с га.

«Они (дехкане, – прим. ред.) взяли эти семена в рассрочку, — утверждал в той телепередаче представитель китайской компании, которая предоставила фермерам семена, Б.Бозоров. — При приобретении 6 тонн семян им безвозмездно дали и сеялку. Они согласились, но теперь, не получив урожай, просто хотят уйти от уплаты. Все фермеры сами подписывали договоры, никто их не принуждал, ни о каком возмещении убытков не может быть и речи».

Надуманные доводы истца?

ПЕРЕД судебным заседанием сторона ответчика отказалась комментировать ситуацию. Но в распоряжении «АП» оказалось возражение на исковое заявление Л.Мирзоева от ответчиков за подписью А.Яхёходжаева.

В нем указывается, что доводы истца надуманны, отмечается, что подготовлен целый пакет аргументов, свидетельствующих о том, что он не прав. Что «Государственная комиссия по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур и охране сортов» привлекает к работе только опытных специалистов отрасли, ученых селекционеров; что качество семян определяется только в соответствии с установленными нормативами, а в начале 2012 года через посольство КНР были предоставлены образцы гибридов хлопка, кукурузы, томата, сладкого перца, огурцов и баклажанов. И все семена имели сертификаты качества, фитосанитарные и карантинные сертификаты.

Особо ответчики рассказывают о сорте «синьюйцза-39»:

«Исследования показали, что сорт «синьюйцза-39» является средневолокнистым сортом хлопка. Его урожайность составляет 29-47 центнеров с гектара, и среди 33 исследуемых сортов он является наилучшим. Все нормы исследования технологических свойств семян хлопчатника в соответствии с нормами законодательства полностью соблюдены, в течение одного года признаны перспективными и рекомендованы для широкого районирования. Сортом «синьюйцза-39» в 2014 году было засеяно около 3,5 тысячи гектаров, и в большинстве случаев с соблюдением всех агротехнических норм была получена урожайность 26-35 центнеров с одного гектара».

Кроме того, в этом документе ответчики утверждают, что хозяйство Л.Мирзоева имеет низкую урожайность и по другим сортам хлопчатника.

Адвокат Абдурахмон Шарипов, защищающий интересы Л.Мирзоева, в интервью «АП» пояснил, что истец представил суду документальные подтверждения, свидетельствующие о незаконности выдачи соответствующих документов на этот сорт хлопка. Они были выданы за 11 месяцев, а при соблюдении всех стандартов на выдачу этого свидетельства уходит не менее двух-трех лет. Есть у стороны истца и другие доказательства своей правоты.

Родные семена против импортных

ЗА комментариями мы обратились к специалистам-селекционерам, в том числе и к тем, которых в качестве экспертов пригласили на слушание дела Л.Мирзоева.

«Аграрная отрасль начинается с семян, — говорит кандидат сельхознаук селекционер Галина ГОРШКОВА. — Селекция и семеноводство — это то, на чем держится сельское хозяйство. Но в последнее время  мы оказались зависимыми от импорта семян. Согласно действующим нормам ввоз нерайонированных сортов допускается только в исключительных случаях, например для научных целей, для проведения государственного сортоиспытания».

По словам кандидата сельхознаук селекционера Сафарали ОРИПОВА, в соответствии с нормами все новые достижения продукции иностранной селекции до их использования в сельхозпроизводстве должны пройти госиспытания, которые выявляют качество сорта, его урожайность, устойчивость к болезням и вредителям, экономическую эффективность и прочее. Такие испытания проходят долго.

С ним согласен и кандидат сельхознаук селекционер Абдуджалил САНГИНОВ, в интервью «АП» он указал, что 11 месяцев для выдачи документов на сорт семян — это прямое нарушение всех норм и правил.

«На все необходимые  испытания уходит минимум пять-шесть лет», — говорит он…

Случай с Л. Мирзоевым, наверное, один из немногих, преданных огласке. Потому что проблема семеноводства давно беспокоит специалистов отрасли. Все они в один голос утверждают, что потенциал для семеноводства у Таджикистана есть, нужны специалисты и господдержка.

«Понимаете, государство, наверное, считает селекцию лишней обузой. И тратит средства на ввоз семян из-за границы. Вполне возможно, что импорт семян на руку чиновникам, но точно не дехканам. И если этот процесс будет продолжаться, то мы окончательно уничтожим свое сельское хозяйство», — объясняют специалисты отрасли. Asia-Plus

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.