Адвокат (от лат. advocatus, от advoco — приглашаю), лицо, профессия которого — оказание юридической помощи гражданам и организациям, в т. ч. защита их интересов в суде.
Статья 19 Конституции Республики Таджикистан гарантирует, что «лицо вправе с момента задержания пользоваться услугами адвоката». Это право обеспечивается путем участия защитника (адвоката) в судопроизводстве по гражданским или уголовным делам.
Адвокатская практика представлена в Таджикистане широко и весьма профессионально.
Осенью прошлого года в Душанбе прошёл первый съезд адвокатов РТ, в работе которого приняло участие около 50 делегатов со всей республики. В ходе данного мероприятия принималось решение о создании Союза адвокатов Таджикистана — объединения, членами которого могут стать все адвокаты республики, независимо от того, входят ли они в ту или иную коллегию адвокатов или нет. Задача Союза, в первую очередь, заключается в том, чтобы повысить качество адвокатской работы, совершенствовать квалификацию адвокатов страны.
В настоящее время численность адвокатов Таджикистана составляет более 1,6 тыс. человек, свыше 1,4 тыс. из них объединены в различные коллегии адвокатов. 180 адвокатов ведут свою деятельность индивидуально на основе лицензии министерства юстиции. Услуги адвоката недешевы, но каждый гражданин, попавший в экстремальную ситуацию, имеет право на бесплатную помощь государственного защитника.
В современных повседневных реалиях к адвокатской деятельности прибавились новые требования, которым необходимо соответствовать. Например, сегодня в Таджикистане работают иностранные компании и специалисты, у которых иногда возникают судебные тяжбы. Чтобы вести эффективную деятельность, современный адвокат должен владеть, по меньшей мере, двумя-тремя иностранными языками, и таких адвокатов в республике немало.
В связи с этим возникает резонный вопрос: за какими приключениями приехали в Таджикистан двое турецких — Гюльден Сонмез и Эмин Йелдирим и российский адвокат Дагир Хасавов в январе этого года? Кому понадобились их услуги в Таджикистане? Кого собирались защищать тюркоязычные специалисты, не владеющие таджикским языком, взявшие себе в помощники переводчика?
Как выяснилось, названные турецкие граждане приехали лично выразить своё сочувствие членам террористической группировки – ПИВТ.
Гюльден Сонмез и Эмин Йелдирим оказались «тёмными лошадками», так как попытки обнаружить их имена в списках коллегий адвокатов Турции, Общества юристов, Международного Союза юристов и Платформы Верховенства закона оказались тщетны.
Дагир Хасавов, который, по его словам, не имеет никакого отношения ни к ПИВТ, ни к Таджикистану и является гражданином другой страны, оказался просто любопытствующим «в чем вина ПИВТ?».
Странно, что при таком широком общественном резонансе, который вызвало уголовное дело в отношении названной террористической организации, российский адвокат, позиционирующий себя известным правозащитником из-за которого, якобы, возможен «серьезный международный скандал», по его собственному признанию, оказался не в курсе сентябрьских событий, при непосредственном участии ПИВТ, деятельность которой запрещена. Получается Дагир Хасавов приехал в Душанбе вслепую оказать поддержку «коту в мешке», вмешаться в уголовный процесс? Тем не менее, Д.Хасавова приняли в Генпрокуратуре республики и дали возможную на тот момент консультацию, доходчиво объяснив, что все остальные интересующие его вопросы, касающиеся иностранных граждан, будут решаться дипломатическим путем через МИД.
В отличие от несведущего российского юриста, его турецкие коллеги посетили Таджикистан целенаправленно, с намерениями стать «адвокатами дьявола» — т.е. лиц, проходящих по уголовному делу о терроризме и попытке вооружённого захвата государственной власти. В Душанбе они активно интересовались ходом уголовного процесса, который в интересах следствия идёт в закрытом режиме, пытались наладить мимолетные контакты и долгосрочные связи с определённым кругом деструктивных лиц. Кстати, в Стамбуле, откуда прибыли Сонмез и Йелдирим, до сих пор действует офис ПИВТ, используемый как штаб-квартира для вербовки в ряды различных экстремистско-террористических организаций.
В результате турецко-подданные были задержаны для выяснения подлинных причин их пребывания в Таджикистане и дальнейших намерений. После непродолжительной беседы в правоохранительных органах неприглашённые турецкие «адвокаты», провалившие свою подлинную миссию, покинули пределы Таджикистана и, «несолоно хлебавши», вернулись на родину.
Рустам Алимов, НИАТ «Ховар»