Многие автоторговцы готовы отдавать свой товар за полцены, чтобы покрыть свои расходы или погасить кредиты, которые брали на «раскрутку». Но покупателя нет. Чем сегодня живет душанбинский авторынок, выяснял корреспондент «АП».
Автомобильный рынок этим летом переместили с территории Гипроземгородка в джамоат Чимтеппа района Рудаки. Сейчас здесь находится примерно 1500 автомобилей, которые бизнесмены в надежде заработать пригнали из-за рубежа. Бизнесмены в растерянности и не знают, что будет с их бизнесом, а у некоторых еще и проблемы с кредитом. Те автовладельцы, которые продают собственные машины, понимают, что они никогда не выручат деньги, за которые когда-то приобрели авто.
Алишер Гаффоров пригоняет машины из Германии уже 16 лет, но с таким кризисом столкнулся впервые.
«В 2008 году была похожая ситуация, но все равно так сложно не было. Сейчас мы рады хотя бы собственные расходы вернуть, о прибыли уже никто не мечтает», — говорит Алишер. Он показывает 10 своих машин, которые уже несколько месяцев простаивают.
«Этот «Опель» я купил в Германии за 1000 долларов, — продолжает рассказывать Алишер. – Чтобы пригнать его сюда, растаможить, оформить всю документацию, я потратил 2700 долларов. А сегодня у меня ее даже за 3500 долларов не берут».
Спрашиваю, а если дело и дальше так пойдет, бросит ли он свой бизнес.
«Ну а чем еще можно заняться? Другой работы просто нет, — разводит руками Алишер. — Надо думать, как выходить из положения, пока вот сижу и жду случайного покупателя».
Субхон Азизов в машинном бизнесе уже 10-й год. Этот год оказался для него самым тяжелым. «В прошлом году было много расходов, поэтому на покупку новой партии машин взял кредит в банке, заложив квартиру. А тут такой кризис, машины отдавал буквально за полцены, чтобы хоть проценты по кредиту погасить. Одним словом, чтобы полностью рассчитаться с банком, пришлось продать квартиру», — рассказывается Субхон.
Сейчас он с семьей вынужден был вернуться в родительский дом. Говорит, вот продам последнюю машину и завяжу с этим бизнесом, до весны денег прожить хватит, а потом подамся в миграцию в Россию, другого выхода нет.
Тоджиддин Зикриёев занимается иномарками подороже. Говорит, продолжил дело отца, который тоже занимался долгое время продажей авто. У Тоджиддина на продажу выставлены шесть автомашин Hyundai и Mercedes.
«Вот этот Hyundai мне обошелся в 8200 долларов, но я рад буду продать его за 8000. Выхода просто нет. Хорошо, что цены на парковку на рынке не слишком высокие, а то нам пришлось бы каждую неделю отгонять машины домой, а в выходные — опять сюда», — говорит Тоджиддин.
Директор авторынка Аъзам Бобомуродов говорит, что администрация вошла в положение бизнесменов и делает все возможное, чтобы люди могли нормально работать.
«От того, как будет идти торговля, зависит и наш доход. Поэтому мы идем им на уступки. Сейчас, например, день стоянки обходится за каждую машину в 2 сомони. Больше мы не берем. Ведь здесь торгуют не только местные жители, но и ребята из Согдийской области, которым просто негде оставить машины среди недели. Кроме того, мы огородили территорию рынка забором, установили камеры и наняли 30 охранников. На старом рынке было много мелких краж, с машин крали даже фирменные значки. Например, у Mercedes такой значок стоит примерно 70 долларов. Были также кражи автомагнитол. Сейчас таких проблем нет», — утверждает Бобомуродов.
Также была снижена цена на въезд на рынок. Раньше стоимость «входного билета» на рынок для одной машины обходилась в 25 сомони, сейчас на пять сомони дешевле.
Но если у «народных марок», таких как «Опель», еще заметно оживление, рядом с дорогими внедорожниками покупателей практически нет. Азиз Бозоров перегоняет машины из Дубая, и обычно это Toyota Land Cruiser, цена которой, по словам продавца, составляет 65 тыс. долларов. «Мне вообще сейчас нереально продать свою машину. Сижу тут каждые выходные, но моими машинами даже не интересуются», — говорит Азиз.
Еще один момент, который сказался на торговле автомашинами, — это жесткий контроль за совершением сделок по купле-продаже. Несколько месяцев назад были задержаны несколько автовладельцев, которые продавали свои машины за наличные доллары. Теперь торговцы долго присматриваются и к самому покупателю, прежде чем назвать стоимость машины. Но отказываться от доллара на рынке не хотят, продавать за национальную валюту свой товар желающих нет.
«Мне кредит в банке надо погашать в долларах. Если я продам машину за сомони, я не смогу найти наличную валюту, а каждый день просрочки в банке мне обходится очень дорого. Кроме того, чтобы завести новую партию, опять же нужна наличная валюта, — говорит Равшан. – Вот и приходится маскироваться с потенциальным покупателем, чтобы ни он не потерял, ни я». Asia-Plus