Взыскания с граждан – новый вид дохода для бюджета?

В последние годы СМИ Таджикистана пестрят новостями о крупных штрафах, которые граждане страны выплачивают все чаще согласно принятым поправкам к законам.

Экономисты критически относятся к нововведениям, утверждая, что причинами их принятия служит вовсе не забота о соблюдении правопорядка, а желание пополнить государственную казну.

Платить штрафы стало обыденным явлением в нашем обществе. Причем платят за те или иные нарушения как известные, так и простые жители страны.

Так, 2 года назад популярную певицу Сураё Касымову оштрафовали на 4 тыс. сомони за «незаконное» празднование своего 55-летия, а пару недель назад на 4,4 тыс. сомони был оштрафован и зять известной исполнительницы, также незаконно проведший семейный обряд. Студентка медколледжа из Худжанда и молодой душанбинец также были оштрафованы за празднование своего дня рождения в ресторане. Все эти штрафы были «сняты» за нарушение Закона РТ «Об упорядочении традиций и обрядов в Республике Таджикистан». Причем в качестве доказательства нарушения в ход пошли и личные фотографии из соцсетей.

За его соблюдением следит Комитет по делам религии и регулированию традиций и обрядов. В 2014 году Комитет выявил 567 случаев нарушения вышеназванного закона, и нарушители были оштрафованы на сумму почти 2 млн сомони. В том же году сотрудники Агентства по госфинконтролю и борьбе с коррупцией выявили 181 нарушение того же закона; все виновники заплатили штрафы. По самым приблизительным прикидкам, общая сумма достигает миллиона.

Возможно, у кого-то появится мысль: ну и что, люди состоятельные, нарушили закон – пусть платят, не обнищают, а государству польза… Однако крупным штрафам подвергаются и бедные люди. Наша газета рассказывала о том, как жительница Худжанда Т.Олейникова была оштрафована на те же 4 тыс. сомони за то, что не смогла отправить детей в школу. А у нее просто не было на это денег… В данном случае был применен закон об ответственности родителей за обучение и воспитание детей. Хотя в отдельных случаях нарушение этого же закона «оценивалось» всего в 120 сомони. Но это из другой оперы.

Впрочем, пару миллионов в год по одному закону — это мелочи. Судя по доступной информации, штрафы за нарушение правил дорожного движении (ПДД) только в столице за последние два года принесли госказне 50 млн сомони. «Успех» связан с установкой в Душанбе камер автоматического видеонаблюдения. 

Больше штрафов – высоких и новых

Но дело не только в большом количестве нарушений различных законов, но и в резко возросшем размере штрафов. Напомним, что три года назад в результате внесения поправок в Административный кодекс РТ разом весьма значительно возросли более ста видов штрафов; их увеличение составило от 8 до 60 раз.

Например, если ранее минимальный штраф с физического лица составлял 5 сомони, то в настоящее время – 40; максимальный остался прежним – 4 тыс. сомони. Вот его, как правило, и применяют сейчас.

С того дня водителям за нарушение ПДД, предпринимателям за нарушения в порядке производства работ, несвоевременную сдачу отчетности, невыполнение указов налоговиков и другие правонарушения грозят штрафы в размере от 1200 до 14000 сомони. Также были ужесточены санкции за повторно совершенное правонарушение.

Кроме того, появились новые виды штрафов. Например, пять лет назад в Кодексе об административных правонарушениях РТ появилась статья, карающая за нарушение требований Закона РТ «О государственном языке», где размер штрафа составляет 600–800 сомони для рядового гражданина и 1200–1600 — для должностных лиц. И не подумайте, что статья бездействует: в прессе регулярно появляются новости о штрафах за «неправильную», сделанную не на государственном языке вывеску.

Новеллой является и несоблюдение законов в религиозной сфере. В соответствии с ними штрафы устанавливаются: за отсутствие регистрации у религиозных организаций (РО), нарушение установленных правил организации и проведения религиозных мероприятий, обучение религиозным знаниям без разрешения, исполнение молитвы и ритуалов в неустановленных местах и др.

Особое значение, судя по размерам штрафов, имеют ввоз и вывоз, производство и распространение религиозной литературы, как и других предметов и материалов религиозного назначения, произведенные без заключения государственной религиоведческой экспертизы. В этих случаях кроме штрафа предусмотрена конфискация предметов административного правонарушения.

Поправками строго запрещена проповедническая деятельность в учреждениях дошкольного, общего среднего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также вжилых домах граждан. Установление религиозными организациями международных связей с зарубежными партнерами без согласования с государственным уполномоченным органом по делам религий и нарушение порядка получения религиозного образования в зарубежных странах также являются наказуемыми.

Все вышеперечисленные статьи предусматривают наложение штрафов в размере от 7 до 50 показателей для расчетов для граждан (280 – 2000 сомони), от 20 до 100 ПДР для руководителей РО (800 – 4000 сомони) и от 100 до 200 ПДР для юридических лиц (4000 – 8000 сомони). При повторном совершении правонарушения размер штрафов возрастает в 3-4 раза.

Коснулись запретные меры также иностранцев и иностранных РО. Осуществление без учетной регистрации иностранными РО или иностранцами религиозной деятельности будет караться штрафом до 5000 сомони с последующим выдворением их за пределы Республики Таджикистан.

Два года назад появился штраф за насилие в семье (40 – 200 сомони) и нарушение условий защитного предписания (200 – 400 сомони).

Увеличение числа «штрафных» статей и размеров штрафов – процесс перманентный. В текущем году Кодекс об административных правонарушениях также был «подправлен». Штрафы за некоторые правонарушения, связанные с правилами безопасности движения и эксплуатации автомашин, которые были значительно повышены три года назад, еще раз выросли в этом году. Так, были вторично повышены штрафы за управление автомашиной лицом, не имеющим права на вождение и находящимся в состоянии опьянения, и за другие нарушения – с 1200–2000 до 2000–2800 сомони.

Невозможно в рамках статьи описать все виды новых штрафов и историю их повышений. Однако думаем, что и приведенных примеров достаточно для понимания направления фискальной политики государства. 

Штрафы нужны бюджету?

Немалая часть населения считает, что повышение штрафов дисциплинирует граждан, принуждает исполнять законы, наводит порядок в общественных местах, в быту и на производстве.

Однако приведенный поверхностный обзор ситуации наводит на мысль, что увеличение штрафов и отыскивание все новых и новых поводов – не случайность, а сознательно создаваемая тенденция. Экономисты критически относятся к принятым поправкам к законам, утверждая, что причинами их принятия служит вовсе не забота о соблюдении правопорядка, но желание пополнить государственную казну.

«При практически разрушенной промышленности, массовой безработице в стране и огромных масштабах трудовой миграции источников пополнения государственной казны недостаточно. Слабость среднего и малого бизнеса, малочисленность класса предпринимателей приводит к малой сумме налогов, поступающих в госбюджет. В этой ситуации необходимо создавать условия для развития частного бизнеса, вводить льготные периоды для становления предприятий, которые в будущем принесут хорошую отдачу. Для этого нужна продуманная налоговая политика, доступные банковские кредиты, мониторинг воздействия фискальных мер. А получить средства от штрафов можно быстро и без особых хлопот», — говорит по этому поводу экономист Бахрулло Мусоев.

Выплаченные населением и организациями административные штрафы перечисляются в республиканский бюджет. К сожалению, доступный общественности вариант республиканского бюджета не позволяет узнать общую сумму поступлений от штрафов. В нем мы можем видеть сведения по неналоговым доходам — это сборы в результате наложения различных штрафов, санкций и уплаты пошлин, о которых далее и пойдет речь.

Подтверждением указанной направленности фискальной политики властей служит исследование, проведенное комитетом по экономике и финансам нижней палаты парламента.

Согласно ему, объем поступлений в госбюджет в 2011 году за счет неналоговых доходов резко, почти вдвое, увеличился по сравнению с предыдущим годом, что было связано с увеличением штрафов и пени по итогам налоговых проверок. В следующем году, после повышения многих штрафов, доходы выросли почти на 40%. В последующие годы взимаемые с населения неналоговые поступления, в состав которых входят и штрафы, росли хоть не столь стремительно, но ежегодно на 10-17%.

В результате, как говорится в исследовании комитета по экономике и финансам, за последние шесть лет планируемые и взимаемые с населения неналоговые поступления госбюджета выросли почти на 380%: с 251,4 млн сомони в 2010 г. до 956 млн сомони в 2015 г. А это, между прочим, в 7 раз больше, чем поступления в госбюджет от налогов с продажи хлопка-волокна и первичного алюминия, составляющие в 2015 году всего 134,2 млн сомони.

Исходя из вышеизложенного, думается, что и в предстоящем году нас ждет новый рост штрафов. Поэтому берите пример с Остапа Бендера и чтите Кодекс, хоть и не уголовный… Азия-Плюс

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.