НИАТ «Ховар» Основными темами выступлений европейских политиков на международной конференции, проходившей в начале ноября с.г. в столице Австрии г.Вена, стало обсуждение политической ситуации в мире, безопасности в регионе Центральной Азии, а также проблемы в области соблюдения прав человека.
В данном мероприятии принял участие и выступил с докладом глава Партии исламского возрождения Таджикистана, объявленной Верховным судом республики террористической организацией, деятельность которой запрещена. Публичное появление М.Кабири на конференции по безопасности после того, как было доказано его прямое личное участие в организации и финансировании попытки государственного вооружённого переворота в Таджикистане (сентябрь с.г.), выглядело фарсом.
Парадоксально, как главный виновник дестабилизации общественной обстановки в стране излагал свое видение ситуации в Центральной Азии, рассуждал о радикализме, безопасности, правах и свободах граждан. Причём приоритетным для М.Кабири стало обсуждение на международном уровне конфискации его личного имущества, бизнеса и незаконных накоплений.
Глава ПИВТ был изгнан из Турции, где проживал в течение последнего времени после признания его руководителем террористической организации и возбуждения Генпрокуратурой РТ уголовных дел в отношении организаторов и исполнителей указанных преступления по ряду статей УК РТ. Было установлено, что ПИВТ принимала руководящее участие не только в сентябрьских событиях, но и в организации вооруженного противостояния правительственным силам в Раште (2010) и в Хороге (2012). Лидеры ПИВТ поддерживали тесные контакты с международными террористическими организациями, от которых получали указания и финансирование, предпринимали неоднократные попытки к дестабилизации обстановки в РТ.
На конференции в Вене М.Кабири заявил о «попрании прав человека, ликвидации политических свобод, прессинг, преследовании в отношении членов и сторонников ПИВТ». Политическую свободу ПИВТ имела на протяжении многих лет, но обернула возможность легального существования в Таджикистане в эскалацию социальной напряжённости и во вредительство его гражданам, поставила под угрозу безопасность страны и спокойствие её народа. Именно с целью предупреждения новых террористических актов, вовлечения граждан в преступные группировки и незаконные вооруженные формирования, обеспечения общественного порядка, прав и свобод граждан, были задержаны 13 членов ПИВТ, подозреваемые в причастности к преступным действиям вооруженной группировки А.Назарзода. Они, как и их руководитель М.Кабири, после совершённых антиконституционных деяний пытались скрыться за пределами Таджикистана.
Проявив эгоизм, в своём выступлении М.Кабири критиковал развитые страны, международные и региональные организации, за то, что те, «исходя из собственных интересов, словно не замечают преследование инакомыслящих и оппозиции во всем регионе». На этот раз международное сообщество и правозащитные организации, долгие годы защищавшие исламистов, адекватно оценили попытку вооружённого захвата власти в РТ под непосредственным руководством и при финансировании М.Кабири, восприняли происходящее не как преследование и попрание существующих норм, прав и свобод, а как логическое пресечение террористической деятельности, угрожающей мирному населению. Безавторитетность, непопулярность и безразличие западных политиков к судьбе ПИВТ, подтвердил сам М.Кабири: «Если подобные события были бы направлены против любой другой силы и организации, международные правозащитные организации и страны Запада совсем иначе отреагировали бы».
Доказательством поддержки политики таджикских властей в противостоянии террористическим угрозам стала встреча Госсекретаря США Д.Керри и Президента Республики Таджикистан Э.Рахмона. Д.Керри подчеркнул, что именно Таджикистан, с которым администрация США намерена укреплять долгосрочные отношения и развитие взаимовыгодного сотрудничества, играет важную роль в сфере безопасности в регионе, в области борьбы с терроризмом, экстремизмом и незаконным оборотом наркотиков.
Позиция Запада и США недвусмысленна и прагматична. Поддержав М.Кабири и ПИВТ, европейцы оспорили бы право миллионов граждан Таджикистана и региона Центральной Азии на мирную и безопасную жизнь.