Беседа проходила в колоритной национальной обстановке – директор филиала телеканала «МИР» в Астане Аскар Алимжанов пригласил Джона Керри в юрту.
Аскар Алимжанов: Господин Госсекретарь, позвольте приветствовать Вас здесь, в Казахстане. Спасибо, что нашли время в плотном расписании, чтобы ответить на несколько вопросов, которые, я надеюсь, вызовут большой интерес у нашей аудитории в странах Содружества. Мы встречаемся в ходе Вашего Центрально-Азиатского турне в рамках формата 5+1. Для чего существует этот формат? Каковы его цели? Что он принес и может принести гражданам Центральной Азии?
Джон Керри: Настоящая причина заключается в попытке установить сотрудничество между странами, развивать его более эффективно. Я здесь для того, чтобы поработать над проблемами безопасности и борьбы с терроризмом, Афганистана и другими проблемами.
Поговорить об общих интересах, о том, как мы можем вместе поработать над созданием эффективной инфраструктуры, как мы можем сотрудничать в области образования и развивать инвестирование. Я думаю, что никто не вправе считать этот визит, связанным с чем-либо другим, например, выбором между Россией или Китаем. Я здесь не для этого.
Я здесь, потому что у нас у всех есть общие интересы в создании возможностей для наших граждан. Мы готовы работать со всеми странами, неважно соседи ли это или страны, находящиеся за много миль от нас, например, Корея, Япония или другие желающие сотрудничать.
Мы хотим помочь этому региону развиваться на региональной основе, потому что мы считаем, что здесь есть огромная возможность для роста и развития. И это поможет стабильности, безопасности и процветанию для людей.
Аскар Алимжанов: «То есть не большая игра, а небольшая выгода»?
Джон Керри: Именно! Хорошо сказано. Мне это нравится. Здесь нет никакой политической интриги. Это пойдет на пользу всем, включая Россию, Китай и другие страны. Мы все можем извлечь пользу, когда люди воодушевляются. Я считаю, что Казахстан, в частности, имеет очень впечатляющую политику, благодаря которой он не позволяет себя заставлять выбирать между странами, но развивается многовекторно. Я говорил об этом президенту Путину и председателю КНР Си Цзиньпиню, для того чтобы развиваться, нам необходимо сотрудничать вместе. Мы уже начали работать над этим с Китаем, и мы хотели бы, чтобы к нам присоединились другие партнеры.
Аскар Алимжанов: На недавно прошедшем саммите глав государств СНГ лидеры стран указали на возможность распространения террористической угрозы ИГИЛ через территорию Афганистана в страны Содружества. США сейчас присутствуют в Афганистане. Намерены ли они координировать свои действия в Центральной Азии со странами региона?
Джон Керри: Да, мы, конечно, планируем консультироваться и сотрудничать абсолютно со всеми странами, у которых есть интерес. Одни имеют общую границу с Афганистаном, а у других есть население, на которых может повлиять ситуация в Афганистане.
Президент Обама недавно объявил о нашем решении продолжать сохранять военный контингент на уровне, который позволит помогать афганскому правительству, афганскому народу и вооруженным силам Афганистана, на уровне, который позволит Афганистану продвинуться в деле создания государственности и позволит отбросить назад «Талибан».
Мы надеемся на сотрудничество и помощь других стран, потому что считаем, что это пойдет на пользу всеобщей безопасности.
Аскар Алимжанов: Пару дней назад было объявлено об отправке некоторых американских войск в Сирию. Можете ли вы рассказать нам подробности этого решения? И они действуют в сотрудничестве с российскими ВКС?
Джон Керри: Взаимодействие могущественных держав с развитыми военно-воздушными силами просто необходимо. Вы не хотите летать в одном воздушном пространстве без предварительной координации. Конечно, мы планируем координировать наши действия с Россией, но мы не хотели бы ограничиться только этим. Мы хотели бы большего, но это зависит от России, от принятия ею решений по поводу политического аспекта достижения мира. Мы должны обсудить будущее президента Асада, мы должны найти политическое решение. Недавно в Вене прошло очень продуктивное совещание.
Министр иностранных дел РФ Лавров сопредседательствовал на совещании. И Россия, и США смогли продвинуться в сторону политического решения достижения мира. Определенно, мы хотим сотрудничать, а не противостоять, но это зависит от выбора, который сделает Россия. Она находится там потому, что хочет найти политическое решение, или потому, что просто поддерживает режим Асада? Если ее единственная цель – помощь режиму, решения не достичь.
Так как Турция, Катар, Саудовская Аравия, сирийская оппозиция не остановят свою борьбу с Асадом, единственный вариант закончить войну – это предложить господину Асаду не сопротивляться созданию нового правительства. Таким образом, он может помочь спасти свою страну. Присутствие России только ради режима создает проблему в регионе.
Аскар Алимжанов: Этот год – год развития нового интеграционного проекта на территории бывшего СССР. Называется он ЕАЭС. Ваше отношение к этому проекту? (Многие критики называют это попыткой возрождения СССР).
Джон Керри: У нас нет никаких проблем со странами, которые пытаются сотрудничать экономически, до тех пор, пока речь не заходит о снижении стандартов. Наша задача – поднять стандарты. Мы считаем, что люди, граждане каждой страны, работают лучше, когда они ощущают результаты своего труда, и, когда благодаря своей работе они находятся в большей безопасности, когда у них есть социальные льготы, медицинская страховка, хорошая зарплата и хорошие условия труда. Тогда люди счастливы и хорошо работают.
Все, что мы хотим, – это поднимать стандарты, а не снижать их, и до тех пор пока люди двигаются в этом направлении, нам все равно, какой социальный строй у них. И мы приглашаем людей присоединяться к различным инициативам, таким, например, как Транстихоокеанское партнерство. Мы приглашаем Китай, мы приглашаем Россию, мы приглашаем другие государства, которые хотели бы присоединиться, если они согласны повышать стандарты и жить в соответствии с высокими стандартами, защищая людей, сотрудничая открыто, прозрачно и ответственно.
Аскар Алимжанов: В начале конфликта на Украине взгляды РФ и США были диаметрально противоположны. Сейчас на Украине остановлено кровопролитие. Возможен ли компромисс между Москвой и Вашингтоном в отношении Украины? И как Вы относитесь к Минскому формату урегулирования конфликта?
Джон Керри: Украина не является вопросом компромисса, хотя, я считаю, что компромисс с каждой стороны мог бы помочь. Но на самом деле это вопрос соглашения. Минское соглашение было достигнуто. Оно требует определенных действий со всех сторон: со стороны сепаратистов, со стороны России, со стороны Киева, и это очень важно, чтобы стороны придерживались достигнутых соглашений. Тяжелое вооружение должно быть отодвинуто назад, а международные границы должны оставаться неприкосновенными.
ОБСЕ должно быть допущено к мониторингу ситуации. Международные наблюдатели должны присутствовать на выборах, да и выборы должны проводиться в соответствии с украинскими законами. Донбассу должен быть предоставлен особый статус. Все это должно произойти, и тогда санкции будут сняты, тогда мы сможем вернуться к отношениям, которые, я надеюсь, пойдут на пользу людям Украины и снизят напряжение, существующее в течение последних пары лет. МИР 24