Смертельные ритуалы в таджикской армии

За последний год в таджикской армии от насильственных действий сослуживцев скончались несколько солдат срочной службы.

В армии существуют ритуалы, которые могут не только покалечить, но и убить человека. Четыре из известных трагических случаев произошли вследствие армейского ритуала «Стройся».

О том, что это за ритуал, и как искоренить насилие в армии – наш материал.

За последний год в таджикской армии от насильственных действий сослуживцев скончались несколько солдат срочной службы. В армии существуют ритуалы, которые могут не только покалечить, но и убить человека.

За убийство солдата срочной службы Фирдавса Рахматова, который скончался вследствие жестокого избиения летом этого года, худжандский военный гарнизон приговорил трех его сослуживцев к длительным срокам лишения свободы. Родители получили тело Фирдавса всего после месяца его службы в армии. Он был избит своими сослуживцами до смерти во время их пребывания на учебном полигоне.

Фирдавс Рахматов и двадцать его сослуживцев стали жертвами ритуала «Стройся». Недавно в социальных сетях появилось видео подобного ритуала: солдат срочной службы с хладнокровием и жестокостью избивает своих сослуживцев, выстроенных в шеренгу, ногами. Разница между ними только в том, что избивающий служит в армии немного дольше, чем те, которые стоят в шеренге.

Ситуация ухудшается

ПО словам руководителя общественной организации «Офис гражданских свобод»  Дилрабо Самадовой, в 2014 — 2015 годах количество фактов неуставных взаимоотношений и жестокость в таджикской армии ввели общество в шок.

«В более чем 70 процентах подобных дел, по которым к нам обращались граждане, фигурировал смертельный исход. Дедовщина в том виде, в котором она была раньше — дополнительная физическая нагрузка, наказание в виде мытья полов, наряд вне очереди – сейчас неактуальна. Теперь дедовщина — это избиение до смерти. Один молодой человек забивает другого, один солдат избивает другого», — говорит она.

«Более половины этих смертельных случаев — результат ритуала «Стройся», или «Смирно». После такого ритуала и скончались Фирдавс Рахматов, Акмал Давлатов, Максуд Носиров, Абдувахоб Каюмов», — говорит Д.Самадова.

Она также отмечает, что опрашиваемые солдаты, подвергшиеся таким ритуалам, сообщают, что командование воинских частей знает об этом виде насилия и может это предотвратить, однако зачастую видит в дедовщине механизм, позволяющий обеспечить соблюдение солдатами дисциплины.

При этом те случаи насилия над солдатами срочной службы в армии, которые благодаря СМИ стали известны общественности, ничтожно малы в соотношении с реальными масштабами жестокости в нашей армии.

«Проанализировав все дела, которыми занимались адвокаты нашей организации, мы пришли к выводу, что масштаб армейского насилия намного больше, чем мы можем себе представить. Он просто огромен. До нас – правозащитников, адвокатов, журналистов – доходят только дела со смертельным исходом и дела, где солдат настолько травмирован, что воинская часть уже не может скрывать эту информацию. Более того, я уверена, что даже военная прокуратура узнает и документирует только мизерную часть случаев насилия. Основная же его часть скрывается», — говорит правозащитница.

Д. Самадова утверждает, что по таким делам, которые не становятся достоянием общественности, как правило, не проводится тщательного расследования. Виновные не привлекаются к ответственности и становятся уверены, что можно совершать преступления и не получать за это наказание.

До 2012 года в Таджикистане действовала Ассоциация молодых юристов «Ампаро», деятельность которой была направлена на защиту именно прав военнослужащих, однако решением властей работа этой организации была прекращена. Д.Самадова была директором «Ампаро».

«Наши специалисты уже тогда неоднократно говорили о существовании жестоких ритуалов в армии, о том, что солдаты жалуются на ежедневное насилие. Поднимался вопрос  армейского рэкета и вымогательства, что тоже присутствует в нашей армии. Мы рекомендовали властям предпринять серьезные меры против насилия в армии, говорили о его пагубных последствиях. Однако власти решили ликвидировать не дедовщину в армии, а нас», — признается Д.Самадова.

Между тем правозащитница продолжает заниматься правами военнослужащих в рамках уже другой организации и вновь призывает власти обратить внимание на проблему дедовщины в таджикской армии.

Дедовщина случается, когда нет толковых командиров

ЗА комментариями по этим вопросам мы обратились к военному комиссару Согдийской области Назари Бадалу Назарзода.

В беседе он заявил, что смерть Фирдавса Рахматова произошла из-за халатности и невнимательности командиров, которые проглядели проявление дедовщины.

По мнению Н. Назарзода, дедовщина в армии происходит из-за отсутствия толковых командиров, которые могли бы должным образом следить за порядком. В то же время комиссар утверждает, что в таджикской армии нет никаких подобных «ритуалов» и избиение молодых солдат — просто глупость тех, кто служит в армии дольше.

Комиссар области также рассказал, что, будучи в прошлом командиром войсковой части, сталкивался с дедовщиной и знает, насколько образованность и воспитанность офицерского состава влияет на условия службы в армии.

«До назначения комиссаром области я долгое время руководил военной частью. И я знаю, что такое дедовщина. Тогда я проводил тайное и анонимное анкетирование среди солдат, и в анкете были вопросы про уставные отношения, условия прохождения службы и т.д. Солдаты, зная, что это анонимно, смело рассказывали, что сержант такой-то его обижает, и я принимал соответствующие меры», – рассказывает Н.Назарзода.

Известный таджикский блогер Рустам Гулов, служивший в таджикской армии несколько лет назад, считает, что насилие над новобранцами происходит из-за желания «дедов» утвердить свою власть в части.

«Для них издевательство и унижение новобранцев является единственным доступным способом самоутвердиться и закрепить свою власть, – уверен Р.Гулов. — Это происходит на уровне инстинктов. Поэтому не вызывает у них никакого угрызения совести».

По его мнению, самыми излюбленными местами проявление насилия над новобранцами являются туалет, баня, классные помещения, где проводятся теоретические занятия, и казармы, где спят солдаты. То есть в основном такие места, где можно застать новобранца врасплох и, самое главное, которые являются зоной, недоступной для камер наблюдения, если они вообще есть.

Как отмечают правозащитники, одной установкой камер видеонаблюдения и даже наказанием «дедов» не искоренить дедовщину, пока не будут осуществлены изменения на уровне командиров войсковых частей.

«Командованию Вооруженных сил, воинских формирований и частей следует подумать,  сможет ли армия, которая не может защитить своего солдата от произвола, обеспечить безопасность государства?» – задается вопросом Дилрабо Самадова.

Шероз ШАРИПОВ, специально для Asia-Plus

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.