- ИГ не «молодой проект из ниоткуда», его история началась почти 10 лет назад. В 2006 году в Ираке произошло объединение десятка экстремистских исламских группировок суннитского толка во главе с местным отделением «Аль-Каиды». Тогда они и провозгласили «Исламское государство Ирак».
Оружием и деньгами боевики ИГИЛ серьёзно «запаслись» благодаря гражданской войне в Сирии. В 2011 году сирийская оппозиция (вместе с боевиками «Аль-Каиды») выступила с оружием в руках против президента Башара Асада. Тогда лишь две страны, Россия и Китай, призывали мировое сообщество оказать помощь Асаду. США и их союзники поддержали потоком денег и оружия именно боевиков. Впоследствии все эти ресурсы оказались в распоряжении ИГ.
Связь с «Аль-Каидой» «Исламское государство» окончательно разорвало в июне 2014 года. Окончательно переросшее своих «родителей» ИГ провозгласило себя в качестве всемирного халифата. Тогда же «Аль-Каида» открестилась от своего дочернего предприятия.
Так или иначе деятельность ИГ проходит на территории десятка государств. Основные — Сирия, Ирак и Ливия. Две последних страны перед тем, как покориться боевикам, пережили конфликт с США и Лигой арабских государств. В Ираке власть была свергнута непосредственно американскими войсками, а в Ливии — при активной поддержке Вашингтона. Свергнуть Асада в Сирии повстанцам не удалось, и именно его правительственные войска — одна из главных сил, противостоящих ИГ.
Всего площадь подконтрольных ИГ территорий превышает 100 тыс. кв. км. Именно поэтому аббревиатура ИГИЛ уже не совсем корректна — террористическое государство давно расширилось за пределы регионов Ирака и Леванта. Население покорённых боевиками территорий достигает 8 млн человек, что примерно равно населению Швейцарии или Австрии. «Столицей» ИГ считается сирийский город Ракка.
Весьма распространённый миф об ИГ, что это сборище средневековых фанатиков. В реальности у этого террористического государства есть выстроенная структура управления с министерствами, ведомствами, законодательной и исполнительной властью. Подконтрольными частями Сирии и Ираком управляют наместники, провинциями — губернаторы.
По словам главы Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василия Кузнецова, для управления страной привлекаются бывшие представители окружения Саддама Хусейна, имеющие уже определённый управленческий опыт, понимание особенностей сбора налогов и т. д.
Законодательным органом является административный совет, исполнительную власть заменяют несколько советников халифа, которые собирают налоги, устанавливают режим подачи электроэнергии, воды, контролируют все гражданские системы жизнеобеспечения. Работает совещательный орган, называемый «Шура» и состоящий из доверенных людей халифа.
Главой «государства» считается халиф Абу Бакр аль-Багдади, потомственный джихадист. С февраля по декабрь 2004 года Багдади содержался в американской тюрьме на территории Ирака как член «Аль-Каиды», причастный к антиамериканскому заговору. Считается, что Аль-Багдади является прямым потомком пророка Мухаммеда, что обеспечивает ему формальное право быть халифом. С 2011 года признан Госдепартаментом США международным террористом. В мае СМИ сообщили, что Багдади был ранен и парализован. Позже эту информацию опроверг Пентагон.
Вербовщики ИГ действуют в большинстве стран Ближнего Востока, Кавказа, в Афганистане и Пакистане. Территорию Афганистана, Ирана, Туркменистана и Таджикистана боевики считают своим «Эмиратом Хорасана». На таджикско-афганской и афгано-пакистанской границах полным ходом идёт распространение брошюр под названием «Фатх» («Победа»). В раздаточных материалах содержится призыв к местному населению «поклясться в верности» Абу Бакру аль-Багдади.
Численность боевиков ИГ точно назвать никто не может. Сами они не стремятся распространять о себе подобную информацию. По данным ЦРУ, количество боевиков едва превышает 30 тыс. человек, по данным ФСБ — 50 тыс. человек, по данным руководства иракского Курдистана — 200 тыс. человек.
\Доподлинно не известна численность иностранных граждан-боевиков ИГ. Чаще всего называются цифры от 15 до 17 тысяч добровольцев из других стран.
К началу 2015 года на стороне ИГ уже воевали, по разным данным, от тысячи до 5 тыс. французов, демонстративно бросивших в костёр французские паспорта. По их личным заявлениям, они пришли в террористическую организацию от обиды на бывших сограждан за неуважение к пророку Мухаммеду. По данным Министерства внутренних дел Франции, часть этих перебежчиков принимала непосредственное участие в казнях американских граждан перед объективами видеокамер.
Боевики-добровольцы массово едут в ИГ с территории Афганистана и бывших советских республик. В последнее время боевиками становятся и граждане РФ. Так, появилась информация о том, что на российском Северном Кавказе присягу ИГ принесли исламские боевики из Чечни, Дагестана, Ингушетии и Кабардино-Балкарии. По данным ФСБ, на стороне ИГ уже воюют порядка 1700 россиян.
Кавказские республики РФ с самого начала являлись одной из целей ИГ. После «освобождения от неверующих» Аравийского полуострова террористическое государство декларирует желание заняться «освобождением» других исламских стран. В ближайшем прицеле ИГ находятся Иордания, Израиль, Палестина, Кувейт, Ливан, Турция, Египет.
Одно из главных отличий ИГ от своих «родителей» из «Аль-Каиды» — разница в ресурсах. По разным данным, на сегодняшний день бюджет ИГ составляет от $2 млрд до $7 млрд. «Аль-Каида», державшая в страхе весь мир, даже близко не располагала такими финансовыми возможностями.
Главным источником доходов ИГ является, как и у многих светских и мирных государств, нефть. Боевики добывают ресурсы на захваченных месторождениях Сирии и Ирака. Цена этой нефти колеблется от $25 до $60 за баррель. Ещё одним способом пополнения казны остаются грабежи и получение выкупов за захваченных в плен заложников. Немалые деньги приносит также продажа экспонатов, похищенных из древних музеев.
Боевики ИГ выстроили целую систему налогообложения индивидуальных предпринимателей с плавающей налоговой ставкой. Введена даже система продажи лицензий на археологическую деятельность. Недавно появилась информация о том, что в ИГ появилась своя национальная валюта, чеканные монеты и даже почтовые марки.
Действия боевиков ИГ на подконтрольных территориях полностью соответствуют понятию геноцида. В частности, целенаправленно уничтожаются езиды — курдское этно-конфессиональное меньшинство, проживающее на севере Ирака. В зоне повышенного риска также «неверующие» (то есть представители остальных религий) и даже мусульманское население стран, отказывающееся примкнуть к террористам, журналисты и общественные деятели.
Одними из самых страшных врагов для террористов ИГ являются вооружённые женщины. Так, около 35% курдского ополчения представляют езидки, взявшие в руки оружие в ответ на истребление их близких. Религиозные лидеры ИГ издали фетву — религиозный закон, согласно которому мужчина, павший от рук женщины, не попадёт в рай.
Благодаря ИГ, в мире распространился так называемый секс-джихад (джихад ан-никах). Это парадоксальное по своей сути явление — узаконенная проституция, брак на один день. Женщины отправляются в лагеря террористов для того, чтобы стать им «боевыми подругами». Самой известной персоной секс-джихада стала английская рок-певица Салли Джонс, которая приняла ислам, бросила детей и уехала в Сирию агитировать европейских девушек к восхождению на благородный путь «новых жён» для исламистов.
Футбол и спортивные развлечения на территориях ИГ являются запрещёнными. В январе 2015 года боевики в Мосуле расстреляли из пулемёта 13 подростков за просмотр футбола.
Расстрел в ИГ предусмотрен для тех, в чьём доме будет найден мобильный телефон. С целью выявления подобных нарушений в домах граждан практически ежедневно проходят обыски.
ИГ выпустило официальный прейскурант на «человеческий товар». Цена на секс-рабынь, к примеру, зависит от возраста и происхождения «товара» и может колебаться от $10 до $500.
Только во время запечатлённых на видео казней были убиты почти 5 тыс. граждан подконтрольных ИГ территорий, среди которых военные, западные журналисты, христиане и беременные женщины. Количество жертв ИГ с начала гражданской войны в Ираке исчисляется сотнями тысяч, а число беженцев превысило 1,8 млн человек. Гражданская война в Сирии с участием боевиков ИГ унесла порядка 200 тыс. жизней.
Идея построения альтернативного государства имеет определённую поддержку среди местного населения, говорит эксперт. «Они не коррумпированы, они создают некие правила игры и их придерживаются, они привносят порядок и закон в мир, который устал от бесконечного хаоса. Они наделяют реальность смыслом», — поясняет Василий Кузнецов.
Исламские духовные лидеры всё чаще называют ИГ не «Исламским», а «Иблисским» государством. Если слово «ислам» в переводе с арабского означает «мир, смирение, спокойствие», то слово «иблис» можно перевести как «сатана».
На борьбу с ИГ власти США в 2015 году выделили $6,1 млн. Это почти втрое меньше, чем расходы, предусмотренные на оплату работы креативной группы по ведению информационной войны с Россией. АиФ