Рудаки против Франклина

На этой неделе «схватка» таджикской и американской валют закончилась со счетом 1:0 в нашу пользу.

Правительство может быть довольно деятельностью нового руководства Нацбанка, а простой народ и таджикские бизнесмены – радоваться жизни. Впрочем, независимые аналитики пока не спешат хлопать в ладоши.

Процесс падения курса доллара по отношению к таджикской валюте начался в минувшие выходные. К понедельнику курсы доллара снизились с 6,52 и 6,54 сомони до 6,40 и 6,42 сомони. Во вторник курсы покупки-продажи американской валюты по отношению к сомони упали до 6,30 и 6,32 сомони за один доллар, а к среде  — до 6,22 и 6,24 сомони.

Сезонное падение

В Национальном банке Таджикистана (НБТ) данную тенденцию связывают с мерами, предпринимаемыми новым руководством регулятора совместно с другими банками страны, снижением спроса на американскую валюту, а также ростом объема денежных переводов трудовых мигрантов.

«Национальный банк совместно с кредитными организациями активно действует на валютном рынке страны, контролируя происходящие там процессы. Ситуация улучшается с каждым днем, и на данный момент спрос на иностранную валюту обеспечивается в полном объеме», — сказали «АП» в регуляторе.

В то же время, продолжил источник, сбор и реализация нового урожая сельхозпродукции в стране способствует снижению спроса на инвалюту. По его словам, сегодня на рынках республики появилась отечественная сельхозпродукция, и ее не будут завозить из других стран. «Соответственно, нет спроса на определенный объем валюты, который раньше вывозился из страны для покупки сельхозпродукции», — сказал он.

Кроме того, подчеркнули в НБТ, с начала апреля наметилась тенденция к росту объема денежных передов мигрантов. Источник отметил, что объем денежных переводов в апреле по сравнению с мартом повысился на 13%, подчеркнув, что такая тенденция продолжается и в текущем месяце.

Между тем в НБТ категорически отрицают свое вмешательство в валютный рынок страны посредством проведения валютных интервенций. «С 13 марта этого года Национальный банк прекратил непосредственные вливания валюты на наличном рынке. С тех пор банк не проводит непосредственные валютные интервенции на рынке», — добавили в регуляторе.

Жесткие меры пошли на пользу?

Напомним, сомони взял курс на снижение еще во втором полугодии 2014 года. По данным Нацбанка, на 1 января нынешнего года средние курсы доллара к таджикской валюте составляли 5,46 и 5,48 сомони.

Наиболее острому давлению таджикская валюта подверглась в марте этого года, когда сомони в среднем потерял около 100 пунктов. Руководство Нацбанка приняло решение приостановить деятельность пунктов обмена валюты, принадлежавших физическим лицам. Таким образом, в целом по стране было закрыто более половины всех обменников (свыше 800).

На днях НБТ сообщил, что по состоянию на 15 мая этого года начали свою деятельность 355 пунктов обмена валюты, перерегистрировавшись в качестве учреждений кредитных организаций.

В регуляторе отмечают, что бывшие пункты обмена валюты физических лиц могут переходить в структуру кредитных организаций до 1 июля этого года.

Столь беспрецедентный рост курса сомони эксперты связывают со снижением спроса на доллары США.

«С точки зрения производства и потребления Таджикистан вступил в фазу сбора урожая: пошла местная картошка, овощи и фрукты, которые покупаются за сомони. Валюта не выходит из страны на покупку пакистанской, китайской, иранской плодоовощной продукции. Это продлится до ноября», — сказал в интервью «АП» экономический обозреватель Сафар Нурали, отметив, что «запасы муки и стабильные поставки из Казахстана и России также стимулируют стабильность на продовольственном рынке».

Кроме того, сказал он, трудовые мигранты, несмотря на запреты и сложности, едут в Россию, и объем денежных переводов растет. «Возможно, это самый главный фактор стабилизации и снижения курса доллара в республике», — отметил С.Нурали.

Он подчеркнул, что «также влияет стабильный и снижающийся курс российского рубля», напомнив, что «основная масса денежных переводов идет именно в российских рублях».

Более того, подчеркнул обозреватель, все крупные инфраструктурные проекты в Таджикистане не были отменены и продолжаются, включая обещанные Китаем $6,3 млрд инвестиций.

Также, по мнению С. Нурали, «на  правила игры на валютном рынке республики повлиял факт появления новых фигур в структуре НБТ. Будем надеяться, что у них будет время и возможности в течение июня – декабря подготовиться к зимним сложностям временного характера. Опыт и политическая поддержка у них есть», — добавил он.

Аналитик Икром Максудов объясняет обесценивание доллара в республике просто: «острый спрос на эту валюту упал».

«Почему курс доллара резко взлетел вверх? Потому что все испугались. Теперь первый испуг прошел, и все успокоились, начали менять доллары. Соответственно, начался процесс коррекции курса», — считает он.

Однако эксперт полагает, что нас ждет новый рост доллара, и не исключено, что к концу лету он будет на уровне 7,5 сомони.

Одной из причин столь резкого падения курса доллара в Таджикистане может быть интервенция Национального банка на валютном рынке республики, считает экономист Нозим Ишанкулов.

«Видимо, Нацбанк завершил процесс построения необходимой сети и начал осуществлять реализацию валюты», — сказал он в интервью «АП».

Н. Ишанкулов напомнил, что ранее регулятор отказался от прямой реализации иностранной валюты населению, заявив, что будет осуществлять это посредством банков второго уровня. Экономист отметил, что для этого обменные пункты были переведены в состав банков, чтобы «лучше контролировать курс, а следовательно, не тратить резервы попусту».

Фундаментальных же причин для укрепления таджикской национальной валюты Н.Ишанкулов не видит.

Жесткие меры — 2

Между тем ряд аналитиков предполагает, что никаких интервенций нет, идет сжатие предложения сомони для операций на валютном рынке, в частности в обменниках, на фоне некоторого сокращения спроса на импорт со стороны импортеров. Эксперты предполагают, что в любом случае Нацбанк поставил цель и четко к ней идет. «Однако это будет временное явление. Регулятор уменьшил объем наличности в обороте в сомони, негласно поднята стоимость таможенной очистки до запредельного максимума, в связи с чем бизнес не будет импортировать из-за высоких цен. От таких действий будет застой, далее может пойти дефицит отдельных товаров, еще больше упадет деловая активность работающей части населения. Как мы помним, наш ВВП складывается из потребления. Так вот, потребление домохозяйств, которые проедают переводы мигрантов, сейчас и так на низшем уровне, а теперь с целью удержания курса валют создаются преграды для работающей части населения. В итоге мы получим стабильный сомони, отсутствие поступлений в бюджет, дефицит, закрытие бизнесов», — отмечает экономист, пожелавший остаться неназванным.

Он также полагает, что, если дальше будут закручивать гайки, вполне возможно, что и курс в 8 сомони за доллар уже не поможет, потому что будет проиграно драгоценное время.

Экономист Бахриддин Каримов считает, что в любом случае были задействованы механизмы монетарной политики, что уже лучше, чем продавать резервы или закрывать обменники.

«В России, например, резко повысили ставку рефинансирования. Здесь, видимо, сократили предложение нацвалюты. Оба инструмента хороши в краткосрочный период для стабилизации и стерилизации наличной нацвалюты на рынке, но в долгосрочный это плохо для спроса и целей роста. Пока стоит цель — конкретная стабилизация курса, и Нацбанк к ней идет четко», — говорит экономист.

Рекомендации

Между тем, несмотря на заверения НБТ о повышении объемов переводов за последние пару месяцев, международные эксперты продолжают пророчить нам еще большее их снижение к концу года. По данным Всемирного банка, к концу года вместо ожидаемых в начале года 30% нас ожидает снижение объемов переводов на 40%.

Специалисты ВБ также рекомендуют ограничить интервенции на валютном рынке только теми, которые необходимы для недопущения чрезмерных колебаний.

Мероприятия по предотвращению дальнейшего обесценивания таджикской валюты истощили и так находящиеся на низком уровне золотовалютные резервы Таджикистана, считают специалисты Всемирного банка.

В опубликованном 25 мая докладе Всемирного банка об экономике Таджикистана говорится, что по состоянию на 12 марта этого года валовые международные резервы составили $465 млн, или около 1,1 месяца импортного обеспечения. «С 1 января 2015 года резервы в номинальном выражении выросли почти на 12%. Тем не менее, из-за валютных интервенций на рынке власти, по разным оценкам, потеряли 140 миллионов долларов валовых резервов в 2014 году и еще 17 миллионов долларов США в течение первых двух месяцев 2015 года», — отмечается в нем.

В докладе подчеркивается, что регулятор валютного рынка Таджикистана (НБТ) заинтересован в большей гибкости обменного курса, но предпочитает управлять процессом в целях предотвращения чрезмерной волатильности. «Тем не менее, до тех пор пока не произойдет полная корректировка обменного курса, будет очень трудно стабилизировать ожидания, чрезмерная волатильность будет оставаться основным риском, и резервы будут в дальнейшем испаряться», — полагают специалисты Всемирного банка. Чтобы валютный рынок заработал и новый равновесный обменный курс был найден, эксперты банка рекомендуют снять административный контроль, устранить практику использования множественных обменных курсов и ограничить интервенции только теми, которые необходимы для недопущения чрезмерных колебаний.

В докладе подчеркивается, что официальный обменный курс сомони по отношению к доллару США снизился на 11% в 2014 году и еще на 9% в течение первого квартала этого года.

В нем говорится, что Нацбанк для стабилизации финансового рынка ежедневно продавал $1,5 —  $3 млн.

Между тем на днях НБТ сообщил, что общий объем золотовалютных резервов за четыре месяца этого года вырос более чем на $20 млн. В регуляторе отметили, что по состоянию на 30 апреля этого года объем золотовалютных резервов регулятора составил более 3 млрд 151 млн сомони, что равняется $503,52 млн.

В частности, НБТ располагает монетарным золотом на сумму 2 млрд 183,72 млн сомони и иностранной валютой на сумму 967,32 млн сомони.

Как бы то ни было, наш «Абу Абдулло Рудаки» пока побеждает американца «Бенджамина Франклина». Что принесет нам следующий раунд? Азия-Плюс

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.