Ахмад Рашид, знаменитый пакистанский журналист и автор серии книг о Талибан, уверен, что ИГИЛ на сегодняшний день не представляет серьезной опасности для стран Центральной Азии.
Об этом пакистанский журналист заявил в Душанбе на встрече с таджикскими коллегами. По его словам, в регионе, а также в Пакистане и Афганистане на протяжении многих лет действуют такие группы как Талибан, Аль-Каида и ИДУ, которые не заинтересованы в том, чтобы в их «поле деятельности» вошла другая группа.
Ахмад Рашид считает, что ИГИЛ не сможет значительно и существенно повлиять на ИДУ и другие радикальные группы в Центральной Азии. По его словам, сторонники Талибан и Аль-Каиды с 35- и 25-летним опытом уже пустили корни: «Они женились на местных женщинах, у них уже дети, местный бизнес. Вряд ли они захотят все это потерять, они не заинтересованы, чтобы все прибрали к рукам другие. Я думаю, что пока Афганистан, Пакистан и страны в регионе не заинтересованы и не разделяют интересы ИГИЛ», — отметил А. Рашид.
Он сказал, что иногда некоторые диссиденты с Талибан и ИДУ заявляют, что они на стороне ИГИЛ. «Но дело в том, что сам ИГИЛ не признает их. Не собирается пока признавать. Поэтому на данный момент я не вижу проблемы со стороны ИГИЛ. Наиболее важно то, что есть возможность достичь прекращения огня между Талибаном и другими радикальными группами. Согласятся ли эти группы на прекращение огня или будут продолжать двигаться из северных регионов Афганистана в Центральную Азию?», — вопрошает пакистанский журналист.
Причину столь напряженной обстановки в северном части Афганистана Ахмад Рашид видит в том, что пакистанская армия недавно провела крупномасштабную операцию на Вазиристане: «Пакистанские войска освободили южную и северную часть Вазиристана от талибов. Они стали бомбить по тем местам. В итоге вот эти группы из Центральной Азии оказались в северных провинциях Афганистана. Проблема в том, что теперь эти провинции правительство не контролирует, там этим радикалам живется хорошо, и они получают помощь из Пакистана».
Ахмад Рашид говорит, что другой фактор угрозы в том, что на этот раз впервые за историю Талибана, этнические таджики, узбеки и туркмены присоединились к талибам, хотя до сих пор Талибан состоялся только из пуштунов.
По поводу финансирования радикальных групп, А. Рашид сказал, что Талибан в основном вовлечены в наркотрафик, а ИДУ спонсируют этнические узбеки из Саудовской Аравии: «Но это ничто по сравнению с финансированием ИГИЛ. Исламское государство богато тем, что у них огромные ресурсы, из-за нефтяных продаж ежедневные доходы ИГИЛ составляют сотни миллионов долларов», — говорит он.
Ахмад Рашид говорит, что Талибан на самом деле не ставил перед собой цель — вторжение в Центральную Азию: «Но мы не знаем, какова повестка дня и стратегия радикальных групп из региона. Мы не знаем, какая у них программа, и намерены ли они занять северные части Афганистана и действовать там, или все же их цель из Афганистана внедриться на территорию Таджикистана, Кыргызстана?», — заключил Ахмад Рашид. Азия-Плюс