Радикализму свойственны не только последователи ислама, но и все другие религиозные конфессии, а также представители интеллигенции, политики, спортсмены и т.д. Есть категория людей, которые рассуждают категорично, однозначно и считают, что именно они правы, хотя в большинстве случаев они и заблуждаются.
Радикализм (от лат.Radix — корень) – термин, обозначающий идеи, нацеленные на коренное (радикальное) изменение существующих социальных и политических институтов. Радикализм вообще может быть не связан с практической политикой, а сосредотачиваться исключительно в сфере «высокой» науки, абстрактной теории, считает российский ученый С.А.Ланцов.
Важно отметить, что исламский радикализм – это идеология, идейное теоретическое обоснование политического действия, а не само действие, и его идейную основу составляет идеология исламского фундаментализма и неосалафизма или неоваххабизма.
Исламский радикализм не следует считать крайним течением в политизированном исламе, т.к. в качестве таковых выступают экстремизм и терроризм. Исламский радикализм является своеобразным ответом мусульман, особенно, салафитов-джихадистов, халифатистов на экспансию Запада, прежде всего, США. Другими словами, религиозный радикализм, экстремизм и терроризм в исламских странах являются ответной реакцией на государственный террор Израиля в странах Ближнего Востока и США во всех других исламских странах — Афганистан, Ирак, Ливия и т.д.
На этой конференции следовало бы обсуждать «проблемы религиозного экстремизма», т.к. в республиках Центральной Азии ряд нетрадиционных конфессий из-за их экстремистской деятельности запрещены, и угрозы, вызовы, главным образом, извне исходят от экстремистско-террористических организаций.
В связи с этим вкратце хотелось бы рассказать читателям об идейных истоках, причинах и факторах, порождающих религиозный экстремизм и о мерах противодействия этому феномену.
Идейные истоки
Во-первых, современные экстремисты ссылаются на отдельные аяты священного Корана, интерпретируя их по-своему, т.е. они с текста как бы «вырывают» те части аята, где речь идет о борьбе с неверными и многобожниками. Так, в 5-ом аяте 9 суры Корана говорится: «Когда же запретные четыре месяца пройдут (речь идет о союзном договоре), (Мы дозволяем вам) неверных убивать везде, где бы вы их ни нашли: Захватывайте (в плен) их, осаждайте (их дома) и ставьте им засады…» (Сура «Покаяние», 9:5).
Как видите в священной суре Корана «Покаяние» речь идет только о многобожниках и неверующих. Однако современные экстремисты, в основном, убивают верующих мусульман, как суннитов, так и шиитов.
Во-вторых, современные экстремисты в своей деятельности также опираются на 98 суру Корана «Ясное знамение». В частности, в аяте этой суры говорится:
«Неверные из тех, кто получил Писание, И многобожники
Гореть навечно будут в адовом огне, —
Поистине, они – сквернейшие из всех созданий!» (Сура «Ясное знамение», 98:6).
В комментарии этого аята пишется: «Поистине, те, которые не уверовали и не приняли ислам из людей Писания и многобожников, будут вечно пребывать в адском огне и не выйдут из него. Они являются наихудшими из творений по своему вероучению и по своим деяниям».
В-третьих, в третьей суре Корана, в которой Аллах, обращаясь к мусульманам, называет их «лучшей из общин, которая выведена пред людьми»:
«И станете вы лучшим из народов,
Явившихся из всех родов и всех времен, —
Ведь (в Господ) уверовали вы,
И повели доброе, и запретили Злое (Сура «Имран», 3:110).
И мусульмане еще со времен халифата привыкли считать себя особой общностью, отмеченной божьей благодатью, как бы избранной частью человечества. Мусульмане помнят, что было время, когда по уровню культуры и науки их предки стояли выше всего, что было в Европе, а сегодня всем миром заправляют «неверные», и это является причиной фрустрации, комплекса незаслуженной «второсортности» в мировых делах, который испытывает образованная часть исламского общества. У многих мусульман создается впечатление, что в течение столетий, особенно, в последнее время некая дьявольская сила сознательно стремится вытравить сам дух ислама, и эта сила исходит из Запада.
В-четвертых, среди исламистских экстремистов очень популярен Ибн Таймия, богослов начала XIV в., со своей трактовкой шариата и как относиться к правителю, управляющему страной не в соответствии с требованием ислама. Ибн Таймия, основываясь на несоблюдении монголами шариата, в своей фетве объявил неверными всех тех, кто не соблюдает основные обязанности и запреты ислама. С любым, кто нарушит исламский закон, необходимо сражаться. Что касается второго вопроса, Ибн Таймия утверждал, что если правитель сам не выполняет основные обязанности ислама, то он – неверный, поэтому против него следует объявить джихад, да и надлежит его свергнуть. Идеи Ибн Таймия не раз подхватывались религиозно-политическими движениями под флагом ислама.
В-пятых, определенной популярностью среди исламистских экстремистов пользуются исламские идеологи XIX в. — начала ХХ в. Джамаль–ад-Дин аль-Афгани и Рашид Рида, которые в своих трудах широко опирались на наследие Ибн Таймия, призывали вернуться к первоначальной чистоте ислама, оправдывали политическое насилие ради достижения своих целей.
В-шестых, безусловно, решающее влияние на формирование идеологии современного исламистского экстремизма оказали работы Хасана аль-Банны, основателя движения «Братьев-мусульман», и многие идеи экстремистов целиком заимствованы из его трудов.
В-седьмых, идеолог исламистских экстремистов Сайид Кутб в своей книге «Художественное иллюстрирование Корана» призывает членов организации «Братья-мусульмане», «Исламское общество» брать власть в свои руки, уничтожать существующие государственные системы, провозглашать революцию и осуществлять государственные перевороты.
В соответствие с учением Сайида Кутба, джихад – это борьба с внешним врагом, как правило, вооруженная; джихад – есть не временная стадия, а вечное состояние и продолжается до дня Страшного Суда; джихад — есть борьба наступательная, а не оборонительная; цель джихада — установить власть Аллаха на земле, уничтожить все сатанинские силы, покончить с господством одних людей над другими; ислам обязан атаковать джахилию независимо от того, угрожает она ему или нет; джихад должен продолжаться до полного и окончательного торжества ислама во всем мире, не зная каких-либо границ, не нуждаясь в поводах, в принципе отрицая возможность мирного сосуществования с неисламским миром.
Если действительно исламистские экстремисты в своей деятельности руководствуются учением С.Кутба, то их экстремистские, террористические акции носят бесконечный характер. Поэтому страны антитеррористической коалиции целесообразно строить свои мероприятия с учетом долгосрочного характера терроризма религиозных экстремистов.
Экстремизм на политической арене
Событием, заложившим основу для выхода экстремизма на общеарабскую политическую арену, было сокрушительное поражение арабских государств в войне 1967 года с Израилем.
Главную причину поражения видели в том, что «арабы забыли ислам и отошли от него. Фундаменталисты указывали на то, что арабские государства, чьей официальной идеологией был в то время секулярный национализм, потерпели поражение от страны, которая основана, по их мнению, чисто на религии». Победу Израиля они трактовали как победу религиозного государства над секулярным.
Первые исламистские экстремистские группы стали разворачивать свою деятельность в начале 70-х годов – сразу после освобождения из тюрем «Братьев-мусульман». Уже в апреле 1974 года они провели свою первую крупную акцию: группа «Муназзамат ат-Тахрир аль-исламий» попыталась совершить государственный переворот в Египте.
Важным фактором формирования экстремистского мировоззрения выступает и психологическое (психическое) состояние человека. Предпосылки экстремистского поведения, как отмечают эксперты, находятся не только вне, но и внутри самого человека. В таких случаях процесс действия оказывается важнее процесса идеологического обоснования, то есть уничтожение, разрушение становятся для экстремиста самоцелью, необходимым психологическим состоянием.
Что касается возникновения экстремизма в центрально-азиатском регионе, следует отметить, что конфликты между светскими и экстремистскими силами зародились в Центральной Азии в начале 1990-х годов, и с тех пор произошло множество ожесточенных столкновений. Резкий переход к рынку «перевернул» прежние моральные ценности. Именно на фоне безработицы и маргинализации части молодежи в регионе получили распространение экстремистские взгляды, призывы и действия, считает казахский ученый, политик М.С.Ашимбаев.
К числу религиозно-политических экстремистских организаций в центрально-азиатском регионе, которые и в будущем будут представлять определенную угрозу безопасности государств Центральной Азии, относятся «Хизб-ут-Тахрир», Исламское движение Узбекистана, «Джамаат Ансаруллах», а также радикальные, экстремистские движения «Джамаати Таблиг и да’ва» и «Салафия». Наряду с этим целесообразно учесть «Аль-Кайда», движения «Талибан», ИГИЛ, а также «Всемирный исламский фронт борьбы против иудеев и крестоносцев».
Факторы, благоприятствующие экстремизму
Какие же факторы благоприятствуют возникновению религиозно-политического экстремизма в странах ЦА?
Во-первых, геополитические факторы. Именно геополитика стала катализатором распространения в современном мире всех разновидностей экстремизма и терроризма. Следует отметить, что использование религиозного фактора в достижении геополитических целей не является открытием, оно существовало и активно применялось для достижения политических целей на протяжении многих веков.
Наибольшее воздействие на ситуацию в Центральной Азии оказывают региональные конфликты, которые способствуют возникновению экстремистских организаций, проявлений в центрально-азиатском регионе, это — арабо-израильский, иракский, сирийский, конфликты, как факторы глобального явления; индо-пакистанский конфликт, как фактор регионального значения, оказывающий прямое влияние на распространение религиозного экстремизма в Южной, Центральной Азии и Афганистане. Эти конфликты, сегодня приобрели глобальный характер; афганский конфликт, как региональный фактор оказывает наибольшее внешнее влияние на распространение радикального ислама, экстремистских тенденций в Центральной Азии. Приход на политическую арену движения «Талибан» в Афганистане (1996-2001), оказанная им поддержка религиозным экстремистским организациям Центральной Азии (Исламскому движению Узбекистана – ИДУ), базирование «Аль-Кайды» в Вазиристане содействовала значительному качественному росту экстремизма в регионе.
Во-вторых, на религиозной почве. Внутрирелигиозные несогласованности, разногласия в исполнении некоторых ритуалов между традиционалистами и нетрадиционными конфессиями; активизацией Саудовской Аравии, Катара по распространению в регионе идеологии салафизма и ваххабизма; активизацией Ирана по распространению шиизма среди мусульман-суннитов; радикальные, провокационные выступления неформальных мусульманских лидеров и т.д.
В-третьих, нерешенность пограничных вопросов между некоторыми республиками, т.е. речь идет о спорных территориях между Таджикистаном-Кыргызстаном и Узбекистаном. Дело в том, что Ферганская долина была поделена между Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. В результате чего, насчитывается ряд спорных территориальных проблем, которые подогревают межгосударственные и этнические конфликты, и на наш взгляд, именно эти спорные территории в перспективе становятся причиной экстремистских проявлений и действий, особенно, нерешимость пограничных вопросов между Кыргызстаном и Таджикистаном.
Конфликтогенность государств Центральной Азии также связана с тем, что они расположены между крупнейшими мировыми производителями опия (Афганистан, Пакистан, Иран) и рынками Западной Европы, а через Китай открывается доступ к странам «Золотого треугольника» (Мьянма, Лаос, Таиланд). Как показывает практика, наркобизнес и межнациональные конфликты (проявления экстремизма) взаимосвязаны.
В-четвертых, преследование исламистов, как легальных (ПИВТ), так и последователей нетрадиционных конфессий — «Хизб-ут–Тахрир», «Джамаати таблиг ва даъва», Салафия. Основной метод деятельности правоохранительных органов – это привлечение к уголовной ответственности. Целесообразно для предупреждения совершения исламистами противоправной экстремистской деятельности практиковать профилактическую работу: официальные предостережения через прокуратуры, органов милиции, профилактики через общественность, СМИ, семьи и т.д.
В-пятых, провокационные, подстрекательские статьи, которые периодически появляются на страницах печати, в Интернете. На мой взгляд, если бы на подобных конференциях обратили внимание на эти идейные истоки и факторы, порождающие религиозный экстремизм, было бы более полезно для молодежи, чем многословность об исламском радикализме и такой его причине, как «социальная несправедливость» в странах ЦА.
Для противодействия религиозному экстремизму автором этих строк разработан цикл рекомендаций, как при защите докторской диссертации, так и в процессе научной деятельности по этой проблеме, о чем еще в конце 2008 года была направлена информация президенту республики Эмомали Рахмону.
Здесь хотелось бы обратить внимание Министерства образования и науки на то, что для противодействия идеологии нетрадиционных конфессий и религиозно-экстремистских организаций целесообразно ввести спецкурс в вузах по проблеме «Терроризм религиозных экстремистов в XXI веке», особо обратив внимание на изучение наследия Абу Ханифы, фикх, акиды этого величайшего имама, основателя религиозно-правовой школы Ханафия с тем, чтобы наша молодежь не попала под влияние нетрадиционных конфессий. Если молодой человек глубоко знает свой мазхаб, его ценности, он никогда не примет чуждые для него идеологии и акиды нетрадиционных конфессий.
Другой важный момент – это вопросы идеологии, воспитания у молодежи таких необходимых качеств, как патриотизм, любовь и преданность Родине, готовность к защите Отечества, уважение к родителям, старшим.
Подведя итоги, отметим, что в Таджикистане боеспособная армия пограничных войск ГКНБ, внутренние войска МВД, которые способны обеспечить национальную безопасность страны. Вдобавок к этому, в соответствии с договором с Россией, 201-я военная база, которая дислоцируется в Таджикистане, с ОДКБ и ШОС, контингент их войск также обеспечивает безопасность, как нашего государства, так и мирный труд наших граждан. Поэтому угрозы и вызовы для стран ЦА, высказанные Иваном Сафранчуком, это лишь теоретические его рассуждения, как ученого из России, а на практике нашей национальной безопасности никто серьезно не способен угрожать, в том числе – радикалы и религиозно-экстремистские организации.
Давлатходжа НАЗИРОВ, доктор философских наук, член союзов писателей и журналистов РТ специально для «Asia-Plus»