События, последовавшие за этим, развивались стремительно. Через несколько месяцев он был обвинен в ряде тяжких преступлений и осужден к 26 годам лишения свободы. Но это не предел, новые обвинения продолжают сыпаться как из рога изобилия.
После объявления о создании партии, появилось много вопросов, на которые до сих пор нет четкого ответа. Один из них – почему Зайд Саидов, бывший министр и член правительства, хорошо знающий внутреннюю политическую «кухню» в нашей стране, человек трезвомыслящий, вдруг решился пойти на этот шаг? Ведь он должен был знать, чем все это может закончиться для него и для создаваемой им партии. Что (или кто) подтолкнуло его к этому шагу? Ответить на этот вопрос он мог бы сам, но помимо свободы он лишился и возможности высказывать свое мнение.
Мы же решили сегодня вспомнить, с какими идеями и задачами предприниматель шел в политику. Это интервью было опубликовано в апреле 2013 года.
— Сегодня в Таджикистане действуют 8 политических партий. В чем заключается необходимость создания еще одной?
— На наш взгляд, для создания новой партии сегодня имеются остро дающие о себе знать как политические, так и социально-экономические предпосылки. В чем суть политических предпосылок? Сегодня политические споры в нашем обществе приобретают деструктивные очертания и недопустимо затяжной характер. Вот уже три десятилетия мы бесконечно спорим об идеологии, мышлении и восприятии друг друга. Одни позиционируют себя сторонниками политического ислама, другие – светского характера государственности, третьи причисляют себя к демократам, четвертые остаются приверженцами коммунизма и т.д. Эта полемика по своей сущности носит теоретико-идеологический характер, а потому ее прикладная значимость несущественна. Ибо жизнь людей невозможно улучшить одной лишь полемикой. Драматизм ситуации, однако, состоит в том, что эта полемика чаще всего чрезмерно идеологизирована, причем в масштабах, не позволяющих замечать чаянья и надежды простых людей. Поэтому социально-экономическая и общественно-политическая ситуация созрела для появления силы, свободной от закостеневших идеологических штампов, порождающих социальное разочарование и повсеместную апатию.
Социально-экономическая необходимость создания такой партии заключается в том, что, несмотря на определенные успехи и достижения в формировании основ таджикской государственности, справедливости ради мы должны признать, что многие проблемы, прежде всего экономического и общественного характера, накапливаются изо дня в день. Самая тревожная тенденция — стремительное истощение интеллектуального и трудового потенциала страны. Другими словами, лучшие из лучших и огромные трудовые ресурсы покидают нас. И, что более прискорбно, уезжают все чаще навсегда, потому что потеряли надежду на лучшую жизнь на родине. В этих условиях на сцену должна подняться новая сила, которая вернет людям чувство собственной значимости и гордости, твердую надежду на возрождение их родного края. Одним словом, нужна новая сила, которая реально повернется лицом к насущным проблемам простых людей.
В этом мы и видим необходимость создания новой партии. Мы должны сделать решительный прорыв на уровне переосмысления нашей действительности, переоценки культивируемых ценностей, приведших к глубокому застою во всех сферах жизнедеятельности.
— А разве за этими рассуждениями не последуют обвинения в отсутствии какой бы то ни было идеологии у создаваемой Вами и Вашими единомышленниками партии?
— Думаю, такие опасения не имеют под собой реальной почвы. Основу нашего идеологического воззрения составляет формула «Жизненные блага — для всех и каждого!». Что же касается права людей на убеждения, в том числе религиозные, на идеологические предпочтения, иные особенности индивидуального мировосприятия, то это не должно стать препятствием для объединения людей ради достижения общих целей. Наша партия как раз таки призвана стать широкой платформой, где формируется и генерируется созидательный потенциал этой общности. Мы призываем всех объединиться для создания условий для достойной жизни человека, искоренения всего того негатива, который препятствует достижению этой цели. Мы не хотим мириться дальше с тем постыдным социально-экономическим положением, в котором пребывает большинство людей. Жизнь народа, одним словом, невозможно улучшить только одними политическими и идеологическими лозунгами и призывами, людям необходимо уже сегодня создать нормальные условия для достойной жизни.
— В чем, на ваш взгляд, заключается опасность нынешней экономической ситуации? Что лично у вас вызывает тревогу и беспокойство — народ начнет выражать недовольство, восстанет? дестабилизируется ситуация в стране?
— Для беспокойства вовсе не обязательно, чтобы народ восстал, и только после этого мы начали бы шевелиться. Уже одно то, что люди находятся в неблагополучном экономическом и социальном положении, само по себе уже является поводом для большого беспокойства. Когда нет развития реального сектора экономики, это уже повод для серьезной тревоги. Возможно, народ в силу своего традиционного менталитета и под воздействием других факторов предпочтет не прибегать к крайним формам протестного самовыражения. Возможно, еще пара миллионов наших граждан так же молча покинет страну. Но уже сам такой исход — повод, чтобы мы громко стали бить в набат и заявили во всеуслышание: «Мы на краю пропасти, и дальше отступать некуда!»
— Ваше тесное сотрудничество с государственными структурами стало причиной того, что некоторые СМИ уже представили вас как партию, близкую к правительству. Что вы можете сказать об этом?
— Этот вопрос и вызвавшие его факторы и обстоятельства точно отражают политическое состояние нашего общества. Наше политическое мышление ограничено выбором лишь между «черно-белым» императивом. То есть ты или «проправительственный», или «антиправительственный». Разве не существуют другие альтернативы?
Мы вышли на политическую авансцену, чтобы сломать этот укоренившийся и устаревший стереотип. Вот почему нужен прорыв в мышлении, чтобы мы больше не мыслили антагонистическими категориями. Я прямо скажу: наши жизненные принципы, наши убеждения и наша приверженность идеалам созидания и справедливости никогда не позволят быть нам в роли марионеток, исполнителей чужой воли. Поэтому любые такие обвинения или даже намеки в наш адрес, мягко говоря, несправедливы.
Необходимость создания партии, таким образом, продиктована самой жизнью. Например, когда я вижу унизительное положение таджикских трудовых мигрантов, я сильно переживаю за будущее своей нации, мне стыдно за себя, за свою молчаливую позицию.
Знаю, что эмоциям нет места в политике. Но наша партия действительно основывается на осознании нашей национальной гордости и достоинства, осознании себя детьми этого народа. Как можно мириться с таким положением людей? Или нам тоже вместе с еще одним миллионом мигрантов покинуть страну? Общество устало от социально-экономических проблем и идеологических споров, общество нуждается в достойной жизни.
По поводу обвинения нас в близости к власти должен сказать, что мы являемся центристской, прагматичной и технократической партией. Если вы стоите посередине, то будете близки и к тем, кто находится справа от вас, и к тому, кто слева. Мы близки к правительству ровно в такой же степени, что и к оппозиции. Я лично не только знаком со всеми руководителями политических партий страны, но и имею с ними близкие человеческие отношения. Нас должны объединять забота о судьбе нашей общей Родины, гуманизм, хлеб и соль этой страны. Что, однако, не лишает нас права так же, как и их, иметь собственную точку зрения относительно исправления ситуации. Во главу своей деятельности мы ставим улучшение жизни людей.
— В условиях Таджикистана выход на политическую сцену может быть опасен для вашей предпринимательской деятельности. Разве не лучше было бы по примеру других бизнесменов уберечь себя от возможных угроз и волнений? Говоря проще, зачем вам эта головная боль?
— Я не представляю, что нормальный человек может жить счастливо и спокойно, не думая при этом, как живет все общество. Разве может быть стабильным и безопасным общество, в котором есть один богач и сто бедняков? Если не улучшится социально-экономическое положение народа, если не будут развиваться культура и образование, тогда — не дай Бог, но — наше общество может в любой момент столкнуться с различными угрозами. И тогда пострадают все. Поверьте, наше появление на политической арене не «от жира». Сама ситуация заставила нас попытаться использовать наши знания и возможности для того, чтобы сделать наше Отечество лучше.
— Тогда в общем вы являетесь оппозиционной партией?
— «Оппозиционная партия» — узкое понятие и устаревший штамп. Мы еще только создаем свою партию, а на нас уже пытаются наклеить разные ярлыки. Это неправильно. Нынешнее экономическое и социальное положение мы не считаем достойным народа Таджикистана и оцениваем его как опасное для страны и нации. Поэтому мы хотим выйти на сцену, чтобы помочь исправить эту ситуацию. С политической точки зрения мы станем умеренной, созидательной, законопослушной, центристской и технократической партией. Это наша сегодняшняя позиция. Быть или не быть нам оппозиционной партией также зависит от позиции правительства. Правительство имеет большой опыт взаимоотношений с партиями, опыт как положительный, так и отрицательный. Мы были свидетелями хороших отношений правительства с партиями, например в процессе достижения мира, что является показателем высокой политической культуры. Есть, к сожалению, и примеры обратного…
Если правительство осознает значение умеренной и созидательной силы, необходимость технократической партии для общества, государства, благополучия политического пространства и экономического развития страны, то мы будем партнерами. Если же в правительстве найдутся люди, не осознающие важность этого, если они будут рассматривать нас по узким шаблонам борьбы за власть, оказывать на нас давление и насильно выталкивать нас в ряды оппозиции, то, естественно, нам не останется ничего другого, как занять адекватную позицию. Хочу подчеркнуть: мы выходим на авансцену, будучи не запрограммированными исключительно на оппозиционное поведение. Мы пришли, чтобы решать социально-экономические проблемы людей, для построения более совершенной политической модели, для возрождения человеческого уважения, обеспечения достойной жизни для всего народа Таджикистана. Никто в здравом уме не может быть против этих целей. Asia-Plus