Избранные 1 марта депутаты парламента провели свои первые заседания.
После 10-летнего перерыва в таджикском парламенте были образованы две партийные фракции и группа беспартийных депутатов. Казалось бы, это нормальный признак развития парламентаризма, но эксперты уверены, что появление фракций ничего не изменит в работе законодательного органа на будущие пять лет.
Спикер: Надо сохранить плюрализм
Свои фракции в парламенте создали депутаты от правящей Народной демократической партии и Аграрной. Фракции были зарегистрированы 15 апреля на очередном заседании первой сессии нижней палаты парламента пятого созыва. Главой фракции правящей партии был избран Бахтовар Сафаров, аграрную фракцию возглавил Толиббек Бухориев. Равшан Раджабов возглавил группу беспартийных депутатов.
Согласно законодательству, фракцию могут создать те политические партии, которые имеют от пяти и больше представителей в нижней палате парламента. Спикер Маджлиси намояндагон МО Шукурджон Зухуров призвал председателей фракций и беспартийную группу быть более активными в обсуждениях вопросов, касающихся общественных интересов, прав людей и в целом — развития Таджикистана. Он также призвал сохранить плюрализм мнений, иначе все старания народных избранников не дадут положительных результатов.
Безальтернативный выбор главы фракции
По словам Бахтовара Сафарова, председателя фракции НДПТ, его единомышленники на совместном заседании выдвинули только его кандидатуру, проголосовав единогласно «за». «Видимо, они мне доверяют», — добавил Сафаров.
По его словам, основная цель фракции НДПТ — реализовать важнейшие пункты предвыборной программы партии, которые будут во благо законодательного органа и развития нашей страны.
Толиббек Бухориев — председатель фракции аграриев, тоже надеется, что их команда для решения важнейших проблем страны и общества будет работать единодушно.
«Конечно, на первом месте — это реализация пунктов нашей программы. Я думаю, что вместе мы сможем найти решение даже самых сложных вопросов. В отличие от правящей партии, депутаты от нашей фракции уже провели обсуждение по нашей дальнейшей работе», — сказал Бухориев.
Реализовывать правительственные «пожелания»
Напомним, фракция НДПТ состоит из 43 депутатов, у аграриев — пять, в группе беспартийных — восемь депутатов.
Между тем, развитие парламентаризма и зависимость законодательного органа от правительства были и остаются одними из обсуждаемых вопросов в Таджикистане. Сразу после оглашения результатов парламентских выборов многие эксперты высказали мнение, что весь депутатский корпус будет работать только для осуществления планов исполнительной власти.
Политолог Хурсанд Хуррамов говорит, что за последние шесть месяцев работы предыдущего созыва он не помнит случая, когда парламент активно обсуждал какой-либо законопроект или оспаривал и не принимал предложений, исходящих от правительства.
— Таких случаев в истории таджикского парламента практически не было. Чего тогда ожидать от проправительственных фракций? Ведь в нынешнем парламенте нет депутатов от оппозиционных партий, и те, кто получил мандат, импонируют политическому курсу правительства, следовательно, они не заинтересованы проявлять какую-либо активность в законотворческой деятельности, — утверждает эксперт.
Хуррамов говорит, что у него нет никакой надежды, что в парламенте будут действительные бурные обсуждения, которые бы дали хоть какой-то результат.
Бессмысленные ожидания
Как уже отмечалось выше, Шукурджон Зухуров призывал депутатов быть более активными в обсуждениях и высказывать различные мнения. Однако эксперты сомневаются в том, что спикер добьется этого от новых депутатов.
По мнению политического обозревателя Раджаба Мирзо, столь оптимистичные ожидания спикера просто бессмысленны.
— Дело даже не в том, какие они специалисты. По сути, они сами не уверены в своей работе. Они прекрасно понимают, что прошли в парламент не своими силами и не за свои заслуги. Они осознают, что в парламенте у них нет возможности свободно и открыто выражать свое мнение, — считает Мирзо.
Раджаби Мирзо добавляет, что, конечно, среди 63 депутатов есть достойные кандидаты, но они настолько привыкли угождать системе, что их присутствие там уже ничего не значит.
— Не стоит ждать ни громких заявлений, ни бурных обсуждений. Они не отвергнут ни один законопроект, предложенный правительством. Возможно, за пять лет мы станем свидетелями какой-либо жесткой критики со стороны депутатов, но опять же никто всерьез их слова не примет, — уверен эксперт.
Правовед Шокирджон Хакимов говорит, что поскольку парламентские выборы в стране не были демократичными, следовательно, созданные фракции, а также депутатская группа являются фикцией, и не будут способствовать становлению реального парламентаризма в стране.
— Результаты выборов должны отражать реальную расстановку политических сил в высшем законодательном органе, а не так, чтобы фракции создавались искусственно, — говорит он.
Ш.Хакимов сожалеет, что до сих пор все связанное с конституционализмом, парламентаризмом, политическим плюрализмом в современном Таджикистане осуществляется по инициативе сверху.
Раджаби Мирзо говорит, что не понимает, почему Таджикистан так старается искусственным путем придерживаться ценностей и атрибутов демократического общества.
— Мне кажется, этого никто не понимает. Депутатам никто не верит: ни они сами себе, ни правительство, ни общество. Такое ощущение, что они просто так там собрались, — считает Раджаби Мирзо.
Конечно, сегодня еще рано анализировать или предугадать, как будет работать парламент в течение пяти лет. Но, как показывает практика, парламент, целиком зависящий от исполнительной власти, как правило, остается недееспособным. Попытки спикера «расшевелить» депутатов заканчиваются только его монологом. Например, на предыдущем заседании парламента без обсуждений и дискуссий была принята вся повестка дня. Азия-Плюс