Хельсинкская комиссия, а проще говоря – Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе при конгрессе США, с 1976 года возложившая на себя обязанность «отвечать за поддержку демократии и прав человека» в СССР, а затем в постсоветских государствах, опубликовала доклад «Борьба с Россией: подготовка к долгосрочной российской угрозе».
В нем содержится призыв к властям США отказаться от сложившегося после окончания холодной войны в отношениях с Россией статус-кво и признать Москву «постоянной» угрозой глобальной безопасности, «минимизируя и сдерживая ее деструктивное поведение до тех пор, пока не появятся внутренние силы, необходимые для коренного изменения России».
«Я вспоминаю свой визит в Россию вскоре после распада Советского Союза, – пишет в предисловии к своему пасквилю Джо Уилсон, председатель Хельсинкской комиссии, а в прошлом адвокат штабного судьи Национальной гвардии. – Я увидел ростки демократии и процветания в этой стране, пусть и хаотичные, и искренне верил, что они расцветут. Многие из нас верили. Мы поддерживали эту надежду в течение многих лет, готовые протянуть руку помощи России. К сожалению, эту руку отталкивали снова и снова. Но Соединенные Штаты до сих пор не очнулись. Все эти годы мы сохраняли слепое отношение к России, верящей в российскую пропаганду о самой себе. Хватит. Мы должны признать Россию такой, какая она есть, – жестокой, реваншистской силой».
Рекомендации пасквиля, сочиненного в расположенном юго-западнее Капитолия офисе Ford House, сводятся к необходимости усиления военной поддержки, экономических инвестиций, мер по развитию сферы образования и демократических институтов в странах, которым «угрожает Россия», обеспечения победы Украины «в оборонительной войне» против России и обоснования права ВСУ наносить удары вглубь России с использованием предоставленного США оружия.
По оценке связанного с Капитолийским холмом издания The Hill, даже в получившей большинство мест в Сенате США республиканской партии доклад вызвал раскол, обозначив лагерь сокрушающихся о впустую потраченных на Украину за два с лишним года военной спецоперации почти $175 млрд, и тех, кто стремится изменить взгляд Вашингтона на Россию «как сверхдержаву, почти равную США, только потому что у нее есть ядерное оружие».
Россия: «продолжает быть проблемой»
Члены Хельсинкской комиссии – конгрессмены, сенаторы, а также представители Госдепартамента, министерств обороны и торговли, склонны к пессимистическим прогнозам. «В том крайне маловероятном случае, если Путин завтра умрет или уйдет в отставку, а Россия отведет свои войска от государственных границ Украины, – говорится в докладе, – ей предстоит пройти очень долгий путь, прежде чем она станет ответственным международным игроком или нейтральным представителем в мире».
И даже если Москва, «продолжающая рассматривать бывшие советские республики, а также соседей как свою песочницу, в которой можно играть при любом удобном случае», вдруг «одумается», мировые жандармы обещают ей репарации «за разрушение Украины» и привлечение к ответственности «военных преступников». Всё это заокеанские эксперты сулят «ради международного порядка» и формирования «новой и здоровой российской национальной идентичности», испытывающей, оказывается, кризис в условиях «официальной неоколониальной политики России»
А пока американская мечта остается мечтой, капитолийские аналитики призывают американских сателлитов начать с малого – поработать с «внутренними проблемами» России, так или иначе провоцирующими «внешнюю агрессию» и мешающими матушке-Руси «интегрироваться в мир» и «отдалиться от враждебных государств» – Ирана, Китая и Северной Кореи. В числе названных «внутренних проблем» – «прочно вошедшая в российский бизнес, политику и повседневную жизнь» коррупция и «отсутствие у граждан свобод», обещанных им Конституцией.
Клеймя диссидентов как «иностранных агентов», «экстремистов» или членов «нежелательных организаций», обвиняя в государственной измене участников антивоенных акций протеста, Россия якобы совершенствует на россиянах тактику внутренних репрессий, «используя ее для насильственного подавления инакомыслия в оккупированной Украине». Достается в России, сетуют американские сказочники, и засланным Вашингтоном казачкам, «привыкшим к преимуществам, которые в отличие от российского беззакония предоставляет верховенство американского закона». Правда, хваленое американское правосудие становится почему-то слепым, когда речь идет об унаследованных от Средних веков «методах расширенного допроса», до сих пор применяемых в разбросанных по миру центрах содержания ЦРУ, или о тюрьме Гуантанамо – американской пыточной, или о концентрационных лагерях, под стать нацистским, которые созданы ВСУ в Курской и Сумской областях.
Не дают заокеанским аналитикам покоя «отсутствие в России демократической культуры», «личные карательные отряды Путина», природные богатства России, позволяющие «держать другие государства в заложниках», пропаганда, «формирующая враждебное отношение к жизни украинцев и представление о том, что Россия подвергается нападкам со стороны НАТО и Запада».
Но главное даже в другом: те, чья история – череда войн, захватов, грабежей и геноцида, как черт ладана, страшатся российской исторической памяти, хранящей, как говорится в докладе, «самые уродливые моменты недавней и более отдаленной истории», «включая культ Великой Отечественной войны». Янки страшатся той самой памяти, которая создает единый и неделимый Русский мир.
Украина: «не просто благотворительный проект»
Тема Украины – «носительницы уникальной идентичности» – ключевая в докладе Хельсинкской комиссии и должна, по замыслу его авторов, оставаться таковой в новостных повестках дня всех стран, ведь ставшая «жертвой геноцидных намерений», незалежная «борется за безопасность всех от имперской России, стремящейся к разрушению и завоеванию». «Усталость от войны или просто впадение в апатию», а также «любую задержку в оказании помощи Украине, которая может означать потерю импульса и общественного интереса в будущем», покровители преступного киевского режима считают реальной угрозой: оказывается, «российские информационные агентства охотно используют любые события, отвлекающие внимание, и попытаются представить войну как в основном решенную на стороне России».
«Желаемым исходом войны для Соединенных Штатов (и тем более для Украины)» (и это не оговорка: в счет погашения долгов американским компаниям уже продано более 40% украинских земель) американские правдоборцы называют полный вывод российских войск с территории Украины и восстановление ее прежнего статуса в границах 1991 года. В противном случае многие украинцы «останутся в ловушке жесткой оккупации Москвы», «отрицающей существование Украины и украинской культуры», стремящейся доминировать на захваченных территориях, «русифицировав их».
Все что для этого требуется от Украины – это удержание рубежей от дальнейших атак. Вторжение ее в Курскую область хоть и оказало «полезную поддержку моральному духу украинцев, заставивших Кремль взбунтоваться», считают обитатели Капитолия, однако обошлось большой ценой – возможностью продвижения России к Покровску». США и «союзники», в свою очередь, призываются увеличить помощь Киеву.
«С момента полномасштабного вторжения России только Соединенные Штаты предоставили военную помощь на сумму 55,5 миллиарда долларов, а также гуманитарную помощь на миллиарды долларов, – сообщается в докладе. – Но даже в сочетании с помощью союзников и друзей США этого пока недостаточно, чтобы обеспечить Украине решающее преимущество на поле боя. Главной проблемой является численность личного состава: у Украины просто меньше солдат, чем у России. Соединенные Штаты в настоящее время не планируют отправлять свои войска на Украину для поддержки украинских сил, сосредоточившись на отправке военной и медицинской помощи».
Еще одной рекомендацией Хельсинкской комиссии, уже принятой к исполнению, стало разрешение Киеву, данное «из принципов здравого смысла», использовать дальнобойные американские баллистические ракеты «земля – земля» ATACMS и англо-французские крылатые ракеты большой дальности Scalp/Storm Shadow для ударов вглубь российских территорий. В списке возможных целей, согласно обнародованным данным Вашингтонского Института изучения войны (ISW), находятся 245 российских военных и военизированных объектов, из них 16 аэродромов.
«Не сомневайтесь, Россия продолжит размахивать своим ядерным оружием, чтобы удержать другие страны от поддержки Украины и напрямую угрожать ей, – самонадеянно заявляют янки, когда-то уже обещавшие одной левой создать новый порядок на Ближнем Востоке. – Хотя ни одна из этих угроз не подтвердилась после того, как за прошедшие годы было пересечено множество российских “красных линий”. Но эти угрозы действительно влияют на внешнеполитические соображения других государств, включая союзников США. Эти опасения нельзя просто отбросить, их необходимо развеять с помощью здравых рассуждений. Полезно помнить, что Россия использует ядерную угрозу, потому что это единственный оставшийся след ее статуса советской “сверхдержавы” – если, конечно, Советский Союз вообще был сверхдержавой».
Вдохновляющие слова в докладе нашлись и для Украины, которую США в случае победы намерены «сопроводить на пути к дальнейшей политической и военной интеграции с Западом». Последнего, в свою очередь, призывают поддержать неньку – «ценного союзника, располагающего самыми опытными боевыми силами в Европе», в её стремлении поглощать отнюдь не дармовые печеньки.