Как выплавлялся крылатый металл

Сорок лет назад начал зарождаться Таджикский алюминиевый завод.

Об истории первой выплавки вспоминает бывший электролизник, один из первых специалистов-металлургов из числа местных кадров, ныне персональный пенсионер Абдухаким Рахимов.

Абдухаким Рахимов рассказывает, что в послевоенные годы после службы в Советской армии он устроился на работу в водхоз, а затем на Шахринавскую шелкоткацкую фабрику.

— Однажды мой товарищ по работе сказал мне, что в городе Регаре (ныне Турсунзаде)  началось строительство алюминиевого завода и туда принимают на учебу, готовят специалистов-металлургов. На следующий день я отправился в Регар. Открывшийся передо мной вид строящегося завода едва ли напоминал сегодняшний облик предприятия — еще не было ни забора вокруг него, ни проходной. Повсюду гудели экскаваторы, разгружались самосвалы — работа кипела.

После продолжительных поисков ему удалось разыскать исполняющего обязанности заместителя директора по кадрам Икрама Ядгаровича Камилова. Попал к нему на прием, сказал о своем намерении работать. Он предложил на выбор немало специальностей. Узнав же, что Абдухаким не имеет о них никакого представления, рассмеялся и сказал: «Работать в тяжелой промышленности не так просто, а ты работал в легкой…»

— Я ему ответил, что готов на любую работу, и трудностей не боюсь, — вспоминает А.Рахимов. — С этого момента я связал свою судьбу с Таджикским алюминиевым заводом. Обучался теории. Тогда  было создано около 20 групп по специальностям «электролизник», «литейщик», «компрессорщик» «крановщик», «лаборант», «газоэлектросварщик» и др. Еще две группы электролизников были отправлены на учебу в Краснотурьинск. В то время все было рассчитано так, чтобы к моменту пуска ТадАЗа были готовы свои кадры. Занятия у нас начались 1 апреля 1974 года. Ежедневно нас к 7 часам вечера со всех колхозов и соседних районов доставляли на автобусах на занятия, а в 11 часов развозили по домам. После завершения этих курсов в июле 1974 года нас оформили на работу и отправили на практическую стажировку: половину — в Волгоград, остальных — на Красноярский алюминиевый завод.

А. Рахимов попал в 8-й корпус Красноярского алюминиевого завода. Это был единственный корпус, который работал на обожженных анодах, остальные — на самообжигающихся.

— Нас специально определили туда, — объясняет А.Рахимов, — потому что таджикскому заводу предстояло работать именно на обожженных анодах. — В корпусе было 150 электролизёров, в каждый бригаде — 30, в звеньях – по 15 ванн.

По словам ветерана, тогда в алюминиевой промышленности не было обрабатывающей техники, обработку производили с помощью машины ПМК-2 воздухом через шланг. Один конец 30-40-метрового шланга соединялся с воздушной точкой, а другой конец — с машиной. Нажимая на педаль, управляли движением машины, а воздействуя на рычаг хобота, — выдвижением пика. Таким образом продавливали корку электролита. После этого на электрокарах был установлен бункер с точкой для засыпки глинозема. Электрокар с бункером подгоняли на силос, заправляли глиноземом и засыпали глинозем в ванны. Так производили обработку электролизёров.

— Технология была сложной, но мы очень хотели научиться работать, быть достойными посланниками Таджикистана. В Красноярске мы провели два напряженных месяца и 10 октября 1974 года вернулись на ТадАЗ. Пуск 5-го корпуса был намечен к 50-летию Таджикистана, но он не состоялся из-за того, что пусковые объекты не были готовы. Нам пришлось вместе со строителями «Алюминстроя» работать на пусковых объектах. Стройка находилась на том месте, где сейчас расположены контрольно-пропускной пункт и газоочистка. Меня назначили бригадиром электролизников. Директор завода С.М.Махкамбаев ежедневно приходил на строительство, интересовался ходом работ. И вот в марте все было готово к пуску.

Пенсионер вспоминает, что 5-й корпус принял свой интернациональный коллектив, ведь тогда металлурги приезжали к нам со всех концов Советского Союза. Особенно много специалистов прибыло с Красноярского, Новокузнецкого, Братского, Иркутского и Волгоградского алюминиевых заводов. Всеми работами по подготовке корпуса к пуску руководили начальник цеха Е.Попов, его заместитель Н.Галушкин, старший мастер М.Кононов, мастер анодного хозяйства Л.Чирков, сменные мастера А.Иванов. И.Камилов, В.Панин, В.Редькин, Б.Репик.

— Это было 29 марта 1975 год. 30 марта электролит достиг подошвы анодов. С того момента ванна Т503 — первая на ТадАЗе — начала выплавлять крылатый металл. 31 марта стал самым знаменательным днем в истории нашего завода. Было много гостей. Все с нетерпением ждали приближения действительно долгожданного момента — выплавки металла. Все хотели увидеть первый таджикский алюминий.

В тот день, вспоминает ветеран, работала смена мастера В.Панина.

— Ковш заполнился металлом. Это были незабываемые минуты радости для всех участников пуска ТадАЗа 31 марта 1975 года. Вот так зарождался наш ТадАЗ, — с гордостью резюмировал наш собеседник.

Гулруз Гуломов, специально для Asia-Plus

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.