Кыргызстан в нынешнем году отмечает несколько юбилейных дат. Все они связаны с Великой Отечественной войной и судьбами конкретных людей. Как нельзя лучше эти юбилеи раскрывают страницы трудовой и боевой летописи народа. Они заставляют каждого кыргызстанца гордиться своей героической историей, своими немифическими героями, а друзьям республики дают повод для восхищения и уважения.
Судьба и участь каждого
Великому советскому, кыргызскому, русскому писателю Чингизу Айтматову в нынешнем году исполнилось бы 95 лет. В 1975 году в журнале «Огонек» вышел его очерк «Снега на Манас-Ата». Редакция популярного издания предложила Чингизу Торекуловичу написать очерк о своих земляках военной поры – жителях киргизского аила Шекер, разместившегося в предгорье под самым Таласским хребтом, как раз в створе великой двуглавой вершины – напротив пика Манаса. Автор «Материнского поля» считал необходимым, чтобы «о войне, о подвиге народа в годы войны были написаны сильные, яркие произведения». Поэтому, не откладывая на потом, он взялся за перо. Ему было что рассказать читателям.
Война, по мнению писателя, явилась не только глобальной исторической вехой, разделившей XX век на две части – довоенный и послевоенный периоды развития человечества, но и «явилась судьбою, участью каждого человека, жившего в ту пору, мерилом его поступков и нравственных ценностей». Это было «время сурового познания жизни, время приобретения нашим обществом опыта, ставшего достоянием мирового значения».
Война предстала перед ликом буквально каждого из людей, и никто не обошел ее стороной. «Кто пытался это делать, – констатировал Айтматов, – неизбежно сталкивался с самим народом, ибо то была общая судьба народа, и никому не могло быть никакого исключения… Война предъявила максимальный счет эпохи каждому на его жизненном пути…»
В грандиозной, всенародной борьбе с фашизмом каждому человеку, великому и малому, на фронте и в тылу нашлось свое историческое место. Оно было уготовано и школьнику Чингизу Айтматову. Для его поколения с войной началось открытие большого мира. Например, брат Ильгиз, который на три года был младше Чингиза, учился в школе и одновременно всю войну работал почтальоном – «славным и добросовестным». Босой, худенький мальчишка одиннадцати лет бегал с солдатскими письмами и газетами, которые он зачитывал людям вслух на полевых работах, за многие километры, переправляясь через реку, в соседнее село, чтобы забрать корреспонденцию на почте. В 15 лет он был награжден по представлению общего собрания колхоза «Джийде» медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Друг детства Чингиза Сейтаалы Бекматов был направлен директором школы в соседнее с Шекером село Арчалуу. Выдающаяся страница истории – в годы войны проблема школ и образования детей в кыргызской глубинке полностью легла на плечи 15–16-летних ребят! Вот и Чингиз Айтматов в ту пору приобрел учительский опыт – преподавал зимой 1943 года русский язык в школе своего друга.
Зимой 1942 года в дом к Айтматовым приехал рассыльный сельсовета: Чингиза требовало к себе аильное руководство. Сельское руководство юноше объявило: селу нужен грамотный, честный и хороший человек. Чингиз – самая подходящая кандидатура на пост секретаря. Вот такая сложилась в Шекере ситуация военного времени: председатель сельсовета пришел от отары, секретарь – мальчишка со школьной скамьи.
В обязанности четырнадцатилетнего секретаря входили сбор различной статистической информации, подготовка отчетов и протоколов, составление актов, контроль выполнения постановлений сельсовета и решение повседневных проблем жителей села, среди которых важнейшими являлось распределение по спискам между семьями фронтовиков крохотных связочек кустарных промкомбинатовских спичек, такого же самодельного мыла, порезанного на кусочки, ниток, керосина.
Что ни день, в сельсовет прибывали «черные бумаги» – похоронные извещения с фронта. Самое страшное для секретаря было оповестить об этом семьи погибших. Именно эта миссия оставила самые тяжелые воспоминания в душе Чингиза.
«И все равно жутко вынимать из казенной полевой сумки, доставшейся мне по наследству от прежнего секретаря, небольшую, размером с ладонь, печатную бумагу с военным штампом и подписями майоров, капитанов или других штабных лиц, – писал в своем очерке Айтматов. – Текста несколько строк. Тихо зачитываю, перевожу слова на киргизский язык и умолкаю. Слышу тяжкий, опустошенный вздох, будто каменистая осыпь зашуршала с горы и поползла, покатилась вниз. Трудно поднять мне глаза, хотя я ни в чем не виноват. Я отдаю бумагу. «Спрячьте», – говорю. И тут сдерживаемый, сдавленный плач матери прорывается вдруг судорожными рыданиями и затем долгим, бесконечно горестным плачем. Неужели эта бумажка дана взамен живого сына?!»
Еще одна страница военного детства – работа в тракторной бригаде в августе 1944 года. Фронт не ждал – он нуждался в хлебе. Поэтому работа на полях не прекращалась ни днем, ни ночью. Чингиз работал на той уборочной помощником у первого комбайнера аила Тойлубая Усубалиева. Тойлубай был тем редким человеком, которого, несмотря на его просьбы, на фронт не отправляли – он был единственным комбайнером на несколько колхозов. И то, как он работал на комбайне в годы войны, теперь легенда.
«Самое героическое лето в моей жизни, – назовет то время Чингиз Айтматов. – Никогда не забуду тех дней…»
Его первые повести «Джамиля», «Лицом к лицу», «Материнское поле», «Ранние журавли», «Прощай, Гульсары!» стали результатом тех жизненных уроков, попыткой художественного отражения тяжелых эпизодов жизни военного времени. Они были чудовищно страшными. «Со своим по-детски беззащитным внутренним миром, – делился своими воспоминаниями писатель, – я окунулся в самую гущу этих трагических лет, чтобы вынести из них уроки добра и милосердия».
Общая ответственность за судьбу страны
О своих земляках-шекерцах Чингиз Торекулович написал так: «Люди были как люди – труженики, крестьяне, активисты, каких встретишь в любом колхозе или совхозе», но их особенность заключалась в том, что для всех них «общая ответственность за судьбу страны становилась персональной».
Общая ответственность за судьбу объединяла депутатов Верховного Совета Киргизской ССР первого созыва, избранного летом 1938 года. Великая Отечественная война стала проверкой народных избранников на зрелость и соответствие требованиям народа. В трудный для страны час депутаты – представители рабочих, крестьян и интеллигенции, Красной Армии и пограничных войск – пополнили ряды защитников Отечества, оказавшись в схватке с врагом на высоте долга, чести и отваги.
54 депутата Верховного Совета Киргизской ССР первого созыва, не считая Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина, тоже члена киргизского парламента, участвовали в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны. Победный день 9 мая 1945 года увидели лишь 17 депутатов-фронтовиков. 20 народных избранников пали смертью храбрых на полях сражений, один убит бандеровцами, один умер от болезни.
Судьба 15 депутатов до сих пор оставалось неизвестной, но не бывает забытых имен. Усилиями поисковиков Кыргызско-Российского Славянского университета в этом году удалось подтвердить факт гибели и место захоронения депутата Шамши Эгимжарова. Красноармеец 600-го стрелкового полка 147-й стрелковой дивизии Эгимжаров, 80 лет числившийся пропавшим без вести, пал смертью храбрых в ходе Курской битвы и похоронен в селе Косилово Грайворонского района Белгородской области России.
Каждый из депутатов-фронтовиков, прошедших дорогами войны, оставил собственный след в истории величайшего за всю историю человечества сражения со злом, вписав золотыми буквами в летопись кыргызского парламентаризма свои имена и ратные подвиги. Пограничный отряд под командованием депутата Саввы Грачева на четвертый день Великой Отечественной войны во взаимодействии с полком Красной армии, перейдя государственную границу СССР, захватил на территории вражеского государства четыре населенных пункта. Депутат-политрук Нурлан Бозоев в ходе Ржевской битвы при проведении операции «Марс» с бойцами своей противотанковой батареи уничтожил в бою 9 танков противника, повторив подвиг 28 героев-панфиловцев. 63-я кавалерийская дивизия под командованием депутата Анатолия Ставенкова находилась на направлении главного удара и обеспечила выполнение задач в ходе операции «Уран» по окружению группировки Паулюса под Сталинградом. Высокая оценка депутата и его подчиненных прослеживается в словах гитлеровского генерала Меллентина: «В этот период произошли полные трагизма события, историческое значение которых трудно переоценить. Не будет преувеличением сказать, что битва на берегах этой безвестной речки (Аксай. – Авт.) привела к кризису Третьего рейха, положила конец надеждам Гитлера на создание империи и явилась решающим звеном в цепи событий, предопределивших поражение Германии».
Войсковой разведчик кавалер двух орденов Славы Хашимжан Самиев оказался единственным депутатом, дошедшим до Берлина. На стенах Рейхстага он написал: «Наказ выполнил – Берлин взял».
Стоит повториться: Верховному Совету Киргизской ССР первого созыва в нынешнем году исполняется 85 лет. Отличный повод, чтобы увековечить память первого кыргызстнского парламента, отличившегося героизмом своих депутатов.
О павших с гордостью и с чистой совестью
10 мая исполняется 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза Джумаша Асаналиева. Пулемётчик 199-го гвардейского стрелкового полка 67-й гвардейской стрелковой дивизии 6-й гвардейской армии 1-го Прибалтийского фронта гвардии ефрейтор Асаналиев после гибели бойцов пулеметного расчета, один продолжил вести бой, уничтожив более 20 гитлеровцев. Когда кончились боеприпасы, в ход пошли гранаты. Когда враги подошли совсем близко, он, не желая сдаваться в плен, последней гранатой взорвал себя и окруживших его фашистов. Героя похоронили в деревне Узречье Витебской области Белоруссии. Там же ему установлен обелиск.
За образцовое выполнение приказов командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года гвардии ефрейтору Асаналиеву Джумашу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В списках указа Асаналиев значится восьмым. Десятым в списках, представляемых к званию Героя Советского Союза, указана фамилия гвардии генерал-майора Александра Иванович Баксова – командира 67-й гвардейской стрелковой дивизии. Соединение своими действиями обеспечило успешное развитие Белорусской стратегической операции «Багратион».
Это комдив Баксов подписал представление к присвоению Джумашу Асаналиеву звания Героя Советского Союза. Важная деталь: Алексей Баксов в 1929–1932 годах служил в должностях помощника, а затем начальника пограничной заставы «Кашка-Суу» 14-й отдельной Ошской пограничной комендатуры. Несколько лет назад в Ошском пограничном отряде Пограничной службы Кыргызстана была установлена мемориальная доска в память о герое.
Именем Героя Советского Союза Джумаша Асаналиева названа улица в Минске, здесь же ему установлен памятник. Имя героя носит средняя школа в родном селе Отуз-Уул Ак-Суйского района Иссык-Кульской области Кыргызстана.
Именами депутатов-фронтовиков Хашимжана Самиева и Шамши Эгимжарова в Ошской области Кыргызстана также названы школы.
* * *
«У каждого солдата, – писал в 1975 году в очерке «Снега на Манас-Ата» Чингиз Айтматов, – есть посмертное поручение павших однополчан – сделать жизнь такой, чтобы вспомнить о них, о павших, с гордостью и с чистой совестью. То же самое мы могли бы сказать о себе, о неисчислимой народной рати тыла военных лет».
Кыргызстан помнит своих сынов, которые в одном ряду с представителями других народов СССР отстояли в сражениях с гитлеровскими захватчиками на фронте и тылу свою единую Родину.