Итоги электоральной кампании в Казахстане

Наполовину обновленный мажилис

Согласно итогам выборов, в парламент проходят шесть партий. Три из них были представлены в парламенте и раньше: это «Аманат» (обновленный «Нур отан»), набравший 53,9% голосов (40 депутатских мандатов), «Ак жол», получивший 8,41% голосов (6 депутатских мандатов) и Народная партия Казахстана (бывшая ранее Коммунистической НПК), набравшая 6,8% голосов (5 депутатских мандатов).

Новичками в мажилисе (нижней палате) стали три партии. Это «Ауыл» – 10,9% голосов (8 депутатских мандатов), зарегистрированная накануне выборов партия Respublica – 8,59% голосов (6 депутатских мандатов) и позиционирующая себя как оппозиционная Общенациональная социал-демократическая партия, набравшая 5,2% голосов (4 депутатских мандата).

Партия зелёных «Байтак» набрала 2,3% голосов, не преодолев проходной барьер.  Графой «против всех» воспользовались 3,9% избирателей. Явка на выборах составила 54,2%.

Что характерно: за три месяца до выборов анонимный телеграм-канал с не очень ясным бэкграундом привел данные, согласно которым «Аманат» получал не менее 45% голосов, остальные партии от 5 до 9 %, а в аутсайдерах оставалась партия Respublica.

Видно, что «прогнозы» не очень сильно отличаются от результатов реальных выборов. Единственное исключение – на месте партии Respublica в аутсайдерах оказалась партия «Байтак».

Разгул демократии

Десятые в истории Казахстана парламентские выборы по внешним признакам очень серьезно отличались от электоральных кампаний прошлого. По некоторым одномандатным округам конкуренция составила свыше 20 человек на место. Увеличение числа субъектов политического пространства, произошедшее за счет регистрации партий «Байтак» и Respublica, также способствовало оживлению электоральной кампании.

Тем не менее рекордно минимальная явка за всю историю парламентских выборов говорит о том, что, несмотря на все предпринятые усилия – определенную либерализацию избирательного и партийного законодательства, расширение инструментария участия граждан в электоральном процессе, введение графы «против всех» и возвращение механизма императивного мандата, – граждане страны не сильно прониклись идеей о «завершении перезагрузки политической системы и выстраивании её новой модели».

К тому же, на наш взгляд, низкая явка была обусловлена усталостью казахстанцев от избирательных кампаний: референдум по внесению изменений в конституцию летом 2022 г., внеочередные президентские выборы в ноябре того же года и внеочередные выборы депутатов мажилиса четыре месяца спустя утомили электорат. Звать на выборы, как на работу, оказалось не самым удачным решением с точки зрения демонстрации всенародной поддержки реформаторского курса. Преодолеть давно наблюдаемый тренд на аполитичность и абсентеизм не удалось.

С другой стороны, президент Касым-Жомарт Токаев, в отличие от своего предшественника, ярким внешним эффектам предпочитает стабильный результат. И он его получил, поскольку никакой серьезной фронды в парламенте не предвидится, а наполовину обновленный мажилис снимает большинство претензий насчёт «управляемых выборов».

«Аманат» теряет сторонников

Ещё один момент, на который обратили внимание все комментаторы – значительное снижение уровня поддержки партии «Аманат». Если на предыдущих выборах в 2021 г. её предшественник «Нур отан» набрал 71,1%, то спустя два года от неё «отвернулись» 17,2% избирателей.

По этому поводу в среде казахстанских сетевых комментаторов разгорелась нешуточная дискуссия. Значительная часть из них считает результаты «Аманата» свидетельством того, что вмешательство в избирательный процесс было минимальным. Напомним, что после того, как президент К. Токаев объявил о своём «беспартийном» статусе, а главы местных администраций перестали быть руководителями региональных партийных филиалов, «Аманат» превратился из «партии власти» в партию парламентского большинства.

Это мнение имеет под собой основания, поскольку среди соперников «Аманата» не было ни одной оппозиционной власти партии (деградировавшую ОСДП можно считать таковой лишь с очень большой натяжкой), следовательно, особо переживать по поводу итогов выборов и включать административный ресурс смысла не имело.

Таким образом «Ак орда» заняла комфортную позицию зрителя, со стороны наблюдающего за межпартийной конкуренцией. 

Мнения наблюдателей

Конечно, не обошлось без нарушений: где-то наблюдателей не допустили к подсчету голосов, где-то их присутствие не смутило членов территориальных комиссий, замеченных за вбросом бюллетеней в избирательные урны. По итогам кампании в Генеральную прокуратуру поступило 66 заявлений о нарушении избирательных процедур, а в Конституционный суд – 20 обращений.

Всего ЦИКом было аккредитовано десять казахстанских организаций, а территориальные комиссии выдали свидетельства об аккредитации 201 организации для наблюдения в пределах районов и областей.

Мнения международных наблюдателей, а всего ЦИКом было аккредитовано 793 иностранных гражданина, представляющих 41 страну, традиционно разделились.

Миссия наблюдателей от парламентской ассамблеи ОДКБ объявила, что выборы прошли без эксцессов, соответствовали законодательству Казахстана и международными нормами. Каких-либо существенных нарушений и недостатков, которые могли бы повлиять на ход и итоги голосования, выявлено не было. Солидарность с этим выводом проявили наблюдатели от Шанхайской организации сотрудничества и Организации тюркских государств, признавшие прошедшие выборы прозрачными, достоверными и демократичными.

В свою очередь, наблюдатели от Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ заявили, что подготовка к выборам прошла эффективно, но в ходе подсчета голосов наблюдались значительные процедурные нарушения.

***

Надо отметить, что параллельно с голосованием по партийным спискам казахстанцы выбирали депутатов, шедших по одномандатным округам, и депутатов маслихатов – местных представительных органов власти.  И хотя пока официальных итогов по ним не озвучено, можно сказать, что оказать какого-либо существенного влияния на расклады в парламенте и маслихатах они не смогут. А значит, «красные линии» очередной политической модернизации, подытоженной этой электоральной кампанией, будут сдвинуты не радикально. Политическая система страны останется прежней. 

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.