Договоренности железнодорожных и торговых ведомств России с аналогичными структурами Узбекистана и Азербайджана об организации скоростных грузовых составов туда-обратно с готовым продовольствием и сельхозсырьем уже воплощаются.
За ноябрь 2021 г. – январь с. г. уже состоялись три таких отправки: две между РФ и Узбекистаном, одна между РФ и Азербайджаном (в обоих направлениях). Их максимально полная загрузка и пониженные тарифы для взаимопоставок означенных грузов по указанным маршрутам обеспечили, по данным участвующих сторон, высокую рентабельность перевозок.
К середине с. г. общее число этих «скоропортящихся» поездных отправок в обе стороны составит как минимум 10. По предварительной информации, аналогичные скоростные маршруты будут организованы Россией с Арменией через Азербайджан, с Кыргызстаном – через Казахстан. Не исключается создание до конца текущего года такого же маршрута между РФ и Таджикистаном (через Узбекистан – Казахстан).
Тем самым предметным становится взаимодействие стран СНГ по комплексному обеспечению не только национальной, но и межгосударственной продовольственной безопасности.
«Агроэкспресс» – это специализированный сервис АО «РЖД Логистика» и АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) по доставке грузов АПК в страны СНГ (а также в Китай и Турцию) и в обратном направлении с помощью ускоренных контейнерных поездов.
Сервис постоянно совершенствуется за счет расширения перечня маршрутов и применения современных перевозочных решений, использования рефрижераторных контейнеров и флекситанков.
Товарная структура этих взаимных отправок отражает АПК-специализацию стран-участниц. Если поподробнее, наибольшие возможности российского незернового сельхозэкспорта сконцентрированы в сферах мясного (включая птицеводческий сектор), молочного и рыбного производства. В связи с чем в объеме незерновых агропоставок из РФ в Узбекистан и Азербайджан свыше 75% составляет продукция этих отраслей. А в обратном направлении перевозится главным образом продукция плодо- и овощеводства в соответствии с традиционной специализацией узбекистанского и азербайджанского АПК.
Поставки в обоих направлениях осуществляются в специализированных перевозочных средствах: рефрижераторных вагонах или контейнерах (глубокая и средняя заморозка), вагонах-термосах (постоянное охлаждение груза).
Организация и функционирование таких маршрутов, во-первых, отражают тенденцию к дальнейшему увеличению взаимных поставок сельхозпродукции между РФ и большинством других стран СНГ. По имеющимся данным, объем российского АПК-экспорта в страны бывшего СССР (исключая страны Балтии и включая Абхазию и Южную Осетию) за 2020-2021 гг. возрос почти на треть; встречные агропоставки в РФ за тот же период увеличились примерно на четверть. В текущем году те же взаимопоставки увеличатся не меньше чем на 15% в сравнении в 2021-м.
Во-вторых, хотя они осуществляются, как правило, по низким товарным ценам, высокие объемы продовольственного экспорта-импорта и в основном долгосрочные контракты обеспечивают взаимную гарантированность сбыта сельхозпродукции. И одновременно – оперативное благодаря скоростным поставкам, восполнение дефицита каких-либо сырьевых или готовых сельхозпродуктов. Что, в свою очередь, замедляет или останавливает удорожание дефицитной продукции на внутренних рынках.
Упомянутые преимущества «скоропортящихся» взаимопоставок подразумевались, напомним, в поручении президента РФ В. Путина от 9 августа 2021 г., касавшемся увеличения импорта в Россию агропродукции из других стран ЕАЭС и в целом – СНГ.
Очевидно, что соблюдение скоростных и температурных режимов перевозки таких грузов, правил погрузки/выгрузки и складирования «скоропортов», исправность перевозочных средств – главные факторы эффективности, точнее реальной продуктивности данных перевозок. Поэтому, как заявил замминистра экономического развития РФ Д. Вольвач (по прибытии агроэкспресса из Узбекистана 24 декабря 2021 г.), стороны анализируют всю цепочку эксплуатации и прохождения таких поездов, чтобы сократить сроки доставки и расширить географию двусторонних агроэкспрессов. «Такой подход, – отметил замминистра, – сделает проект агроэкспресса более привлекательным для Казахстана, Таджикистана, Азербайджана, других стран СНГ».
Схожее мнение у Вероники Никишиной, гендиректора Российского экспортного центра: по её данным, из РФ в рамках скоростного агроэкспресса в Азербайджан будут регулярно поставляться зерно, растительное масло, кондитерские изделия; из Азербайджана – в основном свежие овощи и фрукты. В дальнейшем ассортимент перевозок расширится. При этом стороны договорились об организации перевозок как в крытых вагонах, так и в рефриконтейнерах.
Поясним: такие поезда по маршруту Азербайджан – РФ – Азербайджан сборные, то есть состоящие из крытых вагонов с сопровождающим оборудованием (в зависимости от вида груза) и средств для перевозки «скоропортов». Так сделано для того, чтобы обеспечить обратную загрузку не только агропродукцией. Соответственно, по словам В. Никишиной, «уже сформированы ставки (точнее, пониженные тарифные расценки. – Ред.) по маршрутам пограничный Самур – Дербент (овощи, фрукты) и Сумгаит – Москва/Ворсино/Ростов» (полипропилен) в контейнерах и крытых вагонах».
Словом, развитие системы железнодорожных экспрессов позволяет успешно решать в СНГ вопросы импортозамещения. Дело это перспективное, поскольку, скорее всего, позволит включить в перечень перевозимых товаров не только сельхозсырье и готовое продовольствие.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram