Во времена советской плановой экономики дефицитными были джинсы, колбаса, гречка, бананы, в рыночной экономике Казахстана их заменили солярка, бензин, газ. Теперь список дефицитных товаров пополнился еще и углем.
Между тем запасы угля в Казахстане составляют почти 34 млрд тонн, или 4% мировых. По этому показателю республика занимает восьмое место в мире, входя (с ежегодным показателем свыше 100 млн тонн) в ТОП-10 стран мира по объемам его добычи. Основная доля добываемого энергетического угля идет на нужды электроэнергетики – 51% и на экспорт – 31%, остальной объем, соответственно 13 и 5%, потребляется населением и промышленными предприятиями.
Следует, однако, отметить, что 62% балансовых запасов приходится на бурый и лишь 38% на каменный уголь. Добыча угля в РК ведется в Карагандинском и Экибастузском бассейнах, а также в Восточно-Казахстанской (ТОО «Каражыра ЛТД», ТОО «Сайкан»), Акмолинской (ТОО «Он-Олжа»), Алматинской (ТЭК «Беркут»), Жамбылской (ТОО «Кулан Комир») и Костанайской (разрез «Приозерный») областях.
Согласно подготовленной Минэнерго концепции развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) РК до 2030 года, предполагается диверсификация источников генерации в рамках перехода к зеленой экономике и сокращение объемов угледобычи до 98 млн тонн в 2025 году и до 95 млн тонн в 2030-м. Полностью отказаться от угля Казахстан планирует к 2060 году, когда доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) достигнет 82%. Новая энергетика не только обойдется в десятки миллиардов долларов, но и при наращивании доли ВИЭ нынешними темпами (около 1% в год), на это замещение уйдет почти 80 лет. Дело в том, что из 68 действующих электростанций 80% – угольные ТЭС, а ВИЭ в качестве источника замещения из-за высоких тарифов предсказуемо провалились и их доля длительное время не может преодолеть рубеж в 4%.
Безусловно, балансовые запасы угля и объемы добычи позволяют полностью обеспечить внутренние потребности республики в целом и коммунально-бытового сектора и населения в частности. Но, увы… Отопительный сезон начался не столь радужно, как утверждали представители региональных властей. В девяти областях Казахстана, по данным министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) – Акмолинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской, Кызылординской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областях, городах Алматы и Нур-Султане – угля не хватает. На дворе уже ноябрь, на пороге зима, а уголь закупить крайне сложно.
Почему не хватает топлива? Может быть, как и солярку, уголь вывезли за пределы страны? Действительно, текущий экспорт угля несколько выше показателей 2020 года. Однако максимальные для последних лет объемы экспорта казахстанского угля были достигнуты в 2013 году – 30,7 млн тонн. С тех пор показатели пошли вниз.
Динамика добычи* и экспорта угля, млн тон
* без учета лигнита и угольного концентрата
** прогноз
Источник: МИИР РК, БНС АСПР РК
Основными покупателями остаются российские электростанции Урала и Западной Сибири, но развитие энергетики России ориентировано на перевод этих электростанций с экибастузского угля на кузнецкий и на газ. С весны 2014 года она начала сокращать объемы закупок казахстанского угля. Так, если в 2013 году в РФ было поставлено 27,7 млн тонн, то за восемь месяцев текущего года около 13 млн тонн.
Но ключевыми факторами, сдерживающими экспортный потенциал отрасли, являются растущие транспортные издержки и главное – высокая зольность (на месторождении Майкубен она составляет 22%, в Экибастузе достигает 44%, при среднемировом уровне в 13–17%). Экспортным стандартам соответствует не более 20% добываемого в стране угля (20–22 млн из 113 млн тонн в 2020 году).
На мировом рынке энергетического угля с начала 2021 года идет активный рост цен, но увеличить экспорт по указанным выше причинам не представляется возможным, а «заработать» очень хочется.
По мнению ряда аналитиков, в республике создается искусственный дефицит угля для того, чтобы поднять цены на него. Из всего объёма угля, поступающего на внутренний рынок, только 10% от общего годового объема сырья реализуется на биржевых торгах владельцам тупиков (угольные склады) по цене 3-6 тысяч тенге за тонну. Остальные 90% добываемого угля властями не контролируются, поскольку в розничную торговлю они поступают через посредников, которые и устанавливают цены. Таким образом, практически весь уголь отдан на откуп частникам. Есть проблемы и со сроками доставки: куда раньше вагоны приходили за четыре дня, сейчас идут по полмесяца.
Возможность приобретения необходимых 3-5 тонн топлива люди вынуждены ждать сутками. Однако чиновники в управлениях энергетики и ЖКХ регионов проблемы с углем не видят. Говорят, что подобная ситуация осенью наблюдается ежегодно, и утверждают, что угля хватит на всех. А как иначе, ведь в мае текущего года министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов заверял, что «в целом подготовительная работа к предстоящему отопительному сезону ведется активно и дефицита угля не ожидается». И не важно, что найти эти запасы не удается.
Согласно сформированному Плану потребности угольной продукции для коммунально-бытовых нужд и населению на период 2020-2021 годов, объем потребления составил порядка 10 млн тонн, из них на коммунально-бытовой сектор идет около 2,8 млн тонн, населению – 7,2 млн тонн. Однако ажиотаж с очередями, скандалами, полагают чиновники, не результат недопоставок, а вина самих потребителей, которым уголь надо было закупать летом.
Но именно в министерстве индустрии и инфраструктурного развития заявляли о снижении объемов потребления угля в стране предстоящей зимой с 10 млн тонн до 7,3 млн тонн, связывая это с активной газификацией населенных пунктов, и прежде всего столицы. Однако расчеты подвели чиновников. Выяснилось, что многие жители не могут подключиться к газу из-за дороговизны предоставляемых подрядными организациями услуг. Таким образом, уголь оказался все-таки нужен.
Дефицит спровоцировал рост цен, и на пути от карьера до покупателя топлива они взлетели в 2-3 раза. Уголь стал буквально «золотым». К примеру, стоимость тонны угля месторождения Шубарколь на ж/д тупиках составляет 13–16 тыс. тенге, Каражыра – 14–17 тыс. тенге, карагандинского угля с названием «Орешек сортовой» – около 16 тыс. тенге. Цена за тонну угля в ряде районов Алматинской области превысила 25 тыс. тенге.
В списке тех, кто накручивает цены, – посредники, спекулянты, поставщики, розничные продавцы с железнодорожных тупиков. В погоне за прибылью уголь «бодяжат» и низкосортным топливом, и даже обычными камнями вперемешку с угольной пылью.
Акиматы заявляют о мониторинге цен, заключении меморандумов о недопущении их роста, но все это помогает мало. Государству необходимо бюджетные организации давно перевести на газ, создать единого оператора, который бы занимался поставками угля, тарифы на уголь