Россия и Узбекистан будут активнее развивать взаимное экономическое партнерство, причем инвестиционное взаимодействие обозначено в качестве главного акцента сотрудничества.
Такой вывод проистекает из итогов состоявшегося на днях визита главы Узбекистана Шавката Мирзиёева в Москву. Равно как и из документов, подписанных в ходе этого визита.
Они предусматривают, например, что инвестиции обеих сторон в совместные проекты будут уже в ближайшие 3-5 лет как минимум наполовину большими в сравнении с уровнем 2021 года. Отметим в этой связи, что в Узбекистане со второй половины 2010-х реализуется целый ряд программ, нацеленных на индустриализацию экономики и, соответственно, экспорта.
Реализация же таких программ требует всё в большей мере зарубежных капиталовложений и современных технологий, но собственных ресурсов в этой сфере у Ташкента недостаточно. В то же время именно российская сторона без каких-либо политических условий предлагает инвестиционно-технологическое обеспечение программ индустриализации во многих странах, включая и РУз.
Развитие политического и экономического партнерства РФ и Узбекистана продиктовано, помимо всего прочего, еще и усложняющейся геополитической ситуацией, особенно в Центральной Азии. Последние события в Афганистане всё активнее определяют политическую картину региона. Это, разумеется, не может не учитываться как в России, так и в целом в ЕАЭС и ОДКБ. Тем более что в этих объединениях наряду с РФ, Белоруссией, Арменией участвуют соседи Узбекистана и Афганистана – Казахстан, Киргизстан и Таджикистан. Напомним, еще и при статусе Узбекистана как страны-наблюдателя в ЕАЭС.
Упомянутые факторы в их совокупности предопределяют углубление стратегического партнерства России и Узбекистана.
В ходе состоявшихся в Москве переговоров Владимиром Путиным было особо отмечено, что Узбекистан «не просто наш ближайший сосед, но и союзник: мы так именно и относимся к Узбекистану». Одновременно он важный экономический партнер. На сегодняшний день 18% всего товарооборота РУз приходится на Россию. Несмотря на пандемию, в прошлом году он вырос более чем на 15%. «Это очень хороший показатель того, что даже в самые сложные времена мы успешно взаимодействуем», – подчеркнул В. Путин.
В свою очередь Ш. Мирзиёев согласился с этими оценками, уточнив, что, во-первых, обоюдный товарооборот по итогам девяти месяцев с. г. «составляет уже 5 млрд долл., а по итогам года будет 7 млрд. Такой цифры в наших торговых отношениях ещё не было». Далее: в совместной проработке находятся проекты «уже на 14 млрд долл. В этих проектах более активно стали участвовать регионы обеих стран».
Добавим сюда еще несколько впечатляющих цифр. Только за последние четыре года количество предприятий с участием российского капитала в Узбекистане удвоилось и составляет примерно 3 тыс. А объём накопленных российских инвестиций в его экономике к настоящему времени превышает 10 млрд долл. Число же отраслей, охваченных двусторонним инвестиционно-технологическим взаимодействием, достигает почти двух десятков, включая АПК, нефте- и газохимию, текстильную отрасль, металлургию, транспортное, энергетическое машиностроение. Заметим, что программы по реиндустриализации реализуются Ташкентом в большинстве именно этих отраслей.
В ходе переговоров отмечалось и то, что сегодня Узбекистан – лидер по количеству зарубежных филиалов российских вузов. Их число достигло 15, причём 12 открыты только за последние четыре года. По оценке Ш. Мирзиёева, сотрудничество в этой сфере позволяет успешно решать кадровые проблемы в различных отраслях национальной экономики.
Кроме того, стороны констатировали всё более тесное сотрудничество и в области здравоохранения: так, на узбекистанском фармакомплексе Jurabek Laboratories с научно-технологической помощью российской стороны в октябре с. г. организовано серийное производство вакцины «Спутник V». А в ближайшие месяцы в Ташкенте будет открыт филиал Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова.
Подтверждение упомянутых тенденций – это 18 документов об экономическом, инвестиционном, гуманитарном, информационном сотрудничестве, подписанных по завершении переговоров на высшем уровне.
Отметим, к примеру, соглашение «О сотрудничестве и совместных инвестициях Российского фонда прямых инвестиций с Фондом прямых инвестиций Республики Узбекистан». Этот документ нацелен на привлечение национальных и совместных капиталовложений в инвестиционные проекты обеих стран на долгосрочной основе. Предварительно их объем по данному соглашению может превысить 1,5 млрд долл.
Выделяется также кредитное соглашение между государственной корпорацией развития «ВЭБ РФ» и акционерным обществом «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» для финансирования проекта комплекса медно-обогатительной фабрики, реализуемого в г. Алмалыке (Ташкентская область). Этот проект придаст импульс развитию цветной металлургии страны на основе комплексной переработки богатейших залежей медной и смежных видов руд в северо-восточном Узбекистане.
Также обращает на себя внимание кредитное соглашение между «ВЭБ РФ» и акционерным обществом «Узбекнефтегаз» для финансирования поставок российской продукции, работ и услуг. Документ предусматривает кредитно-инвестиционную поддержку российской стороной проектов по развитию нефте/газопереработки и нефтегазовой геологоразведки в РУз. Если поподробнее, открывается кредитная линия на 40 млн евро для финансирования поставок российского оборудования и комплектующих для объектов «Узбекнефтегаза». Поставки будут начаты уже в декабре этого года. «Привлечение указанных кредитных средств позволит в том числе расширить объем проводимых геологоразведочных и буровых работ компании», – отмечает председатель правления «Узбекнефтегаза» Мехриддин Абдуллаев.
Все российские кредитные линии по этим соглашениям предоставляются на льготных условиях. Причем с возможностью пролонгации возвратных платежей или поставок продукции в счет этих платежей.
В числе подписанных документов также межправительственное соглашение о сотрудничестве в обеспечении международной информационной безопасности; двусторонний меморандум о взаимопонимании по вопросам обеспечения биологической безопасности; программа сотрудничества между МИД обеих стран на 2022-2023 годы.
Весьма характерен меморандум Минпросвещения РФ и Миндошкольного образования Узбекистана о реализации совместного проекта «Малыш» (узб. «Миттивой»). С 1991 года это первый двусторонний проект подобного рода: он предусматривает повышение качества и расширение сети дошкольного образования на русском языке в Узбекистане. С участием не менее 100 российских специалистов.
Словом, развитие взаимовыгодного российско-узбекистанского стратегического партнерства, обусловленное политическими и экономическим факторами, становится без преувеличения основным геополитическим и экономическим трендом в Центральной Азии.