Как сообщили турецкие СМИ, убийство Умарали Кувватова произошло около 22:30. По данным газеты «Хурриет», вечером 5 марта У.Кувватов поужинал с Сулайманом Каюмовым, гражданином Таджикистана, в квартире последнего. После ужина, на который также были приглашены телохранитель Кувватова, его супруга и двое их несовершеннолетних детей, семья почувствовала себя плохо. Кувватовы решили выйти на улицу. Умарали вышел первым, телохранитель пошел ловить такси, а Сулаймон куда-то внезапно исчез. В это время к оппозиционеру подошел неизвестный и выстрелил ему в голову сзади. Как сообщалось, перед тем как выстрелить, убийца сказал Кувватову несколько слов на таджикском. Однако турецкие издания эту версию не подтверждают. Через несколько часов появляется сообщение, что турецкая полиция задержала Сулаймона Каюмова, который, как сообщается, был сторонником «Группы 24» и мигрировал в Турцию три месяца назад. Но пока эта версия официально не подтверждена.
Родные Кувватова сообщили полиции, что, возможно, Сулаймон Каюмов причастен к убийству, «потому что во время ужина вел себя странно, постоянно говорил с кем-то по телефону».
Между тем, по сообщению Би-Би-Си, супруга и двое малолетних детей Умарали Кувватова были доставлены в больницу с признаками отравления.
Кумриниссо Джаборова и ее дети находятся в реанимационном отделении одной из клиник Стамбула, где им была оказана срочная медицинская помощь. Об этом сообщили родственники убитого оппозиционера.
Последнее интервью
4 марта, за день до своей гибели, У.Кувватов обратился в редакцию «АП» с просьбой выслушать его мнение по поводу парламентских выборов в Таджикистане. В коротком интервью он сказал, что прошедшие 1 марта парламентские выборы «были самими ужасными для таджикского народа».
— Как вы думаете, насколько выборы в таджикский парламент прошли прозрачно?
— Я думаю, что эти выборы были самыми ужасными для нашего народа, на которых режим продиктовал свою страшную стратегию. А именно не оставил народу Таджикистана выбора и толкает его на революцию. Думаю, властям не хочется иметь никакой оппозиции в парламенте, ведь надвигаются тяжелые годы для нашего народа, и выслушивать о своих ошибках, исправлять их власти не хотят. Наверное, они перепутали 1992-1997 годы с 2015.
— Кто проиграл от этих выборов?
— Власти будут создавать видимость каких-то перемен или реформ, но, по сути, из-за безграмотности они будут идти старым путем, где прав тот, у кого больше силы. Другими словами, в РТ действует закон джунглей. А мое мнение таково: проиграли в этих выборах все — и народ, и правительство! Но выиграла от этого только оппозиция. Правительство проиграло больше, оно потеряло доверие народа. Одно могу точно сказать – перемены в Таджикистане будут, и каким образом, нетрудно догадаться. Уж точно могу сказать, что оппозиция этот шанс не упустит.
— Эксперты говорят, что оставить за бортом оппозиционные партии – это большая ошибка властей. Как вы думаете?
— Вы знаете, мне жаль ПИВТ! Как они ни стараются вести свою стратегию, они «обжигаются» то об народ, то об правительство. Могу сказать точно, что правительство совершило одну из самых трагических ошибок, проводя такую политику против ПИВТ. Политика и стратегия Кабири мне не совсем понятна, ведь зачастую лидер ПИВТ практически всеми своими словами и решениями придерживается политики правительства, но даже при этом держит народ от волнений и перемен. Честно говоря, со стороны народа много недовольства. Скорее всего, здесь я могу обвинить и правительство. Ранее я говорил, что ПИВТ оказалась меж двух огней.
— По вашим прогнозам, какое будущее ждет народ и страну с таким парламентом?
— Могу сказать, что, к сожалению, народ будто бы брошен в большую яму, где правительство и парламент будут делать видимость, что решают проблемы народа. Игра по этой стратегии правительства и парламента будет означать, что будет еще больше репрессий, давления на народ, будет борьба против инакомыслящих. Одним словом, нелегкие годы нас ждут впереди! Если народ не поднимется на защиту своих прав, то судьба его будет трагической.
Оппозиция осуждает убийство Кувватова
Шоди Шабдолов — лидер Компартии Таджикистана, в своем интервью радио «Озоди» заявил, что убийство Умарали Кувватова является целенаправленным для дестабилизации таджикского общества. По словам Шабдолова, те же цели преследовались, когда убивали Бориса Немцова. «Несмотря на то, что Борис Немцов не был приятен всему обществу России, его убийство привело к еще одной площади протеста. Таким же образом, убийство Умарали Кувватова имеет те же цели. Он не был премьер-министром или еще каким-нибудь чиновником, у него не было особого авторитета или влияния в Таджикистане. Он выступал как оппозиционер, и убийство его таким методом, возможно, может привести к протесту», — считает лидер Компартии.
Шабдолов предупредил о наличии сил как внутри страны, так и за рубежом, которые имеют цель дестабилизировать ситуацию, и таким вот убийством хотят спровоцировать общество.
«Эти силы находятся на границе Таджикистана и Афганистана, и мы об этом не раз говорили. Разве они будут сидеть спокойно? На прошедших выборах мы остались без мест, но мы против того, чтобы призывать людей на площадь. Мир и спокойствие для нас важнее мест в парламенте. Еще раз хочу сказать: Кувватов к нам не имел никакого отношения, но его убийство – плохой сигнал», — считает главный коммунист страны.
Председатель Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири осудил убийство оппозиционера, заявив, что считает это провокацией.
«В последнее время на постсоветском пространстве, так же, как и Кувватов, ушли из жизни оппозиционно настроенные российский политик Борис Немцов, казахский политик Рахат Алиев. Независимо от того, по заказу каких сил они были убиты, эти события затемняют политическую атмосферу в этих государствах», — сказал Кабири.
По словам лидера ПИВТ, если убийства политических оппонентов в ряде государств СНГ будут продолжаться, ситуация начнет накаляться, будет создана атмосфера страха и недоверия в обществе.
Кто заказал Кувватова?
Аналитик Раджаби Мирзо считает, что убийство Умарали Кувватова не является случайным, оно было заранее спланировано. По его мнению, этот террор можно сравнить с убийством Бориса Немцова возле Кремля. «Немцов был убит за день до объявленного протестного митинга, а Умарали Кувватов — после объявления итогов так называемых парламентских выборов. В отношении убийства Немцова до сих пор ищут заинтересованных лиц и групп, выдвигаются различные версии. Теперь эти же предположения возникнут и в Таджикистане: кому выгодно убийство Кувватова?» — говорит аналитик.
Вспоминая о недавних неудачных попытках таджикских властей добиться экстрадиции Кувватова из Турции, Раджаби Мирзо говорит, что если за убийством лидера «Группы 24» стоят те, кто близок к власти, то тогда действительно стоит опасаться. «Если заказчики те, кто играет на эмоциях народа после так называемых выборов, то об этом необходимо задуматься», — заключил Р. Мирзо.
Российский политический обозреватель Аркадий Дубнов, ориентируясь по тем комментариям, которые сделали несколько таджикских чиновников, говорит, что сейчас официальный Душанбе будет всячески убеждать всех, что это убийство было властям невыгодно. «Однако, какие бы версии убийства ни озвучивались, все стрелки, доказательно или нет, будут направлены именно на власть, потому что У. Кувватов был наиболее радикальным оппозиционером, и в Душанбе его считали угрозой для режима. Неслучайно и то, что один из его сторонников — Умедджон Солиев буквально за день до убийства лидера «Группы 24» был приговорен к 17,5 годам лишения свободы. Его приговорили на столь длительный срок только из-за того, что он в соцсетях размещал высказывания У. Кувватова и Дододжона Атовуллоева. Это говорит о том, что власти боятся любого сопротивления деятельных групп. Это касается и парламентских выборов, по итогам которых с легального политического поля была устранена Партия исламского возрождения. Власть ощущает страх перед любыми несогласными с ней», — считает Дубнов.
Что касается расследования дела об убийстве У.Кувватова, то Дубнов испытывает больше оптимизма, чем в расследовании убийства Немцова. «Я с большим оптимизмом смотрю на это, нежели на дело Бориса Немцова, который был убит в Москве. Именно потому что Кувватова убили в Стамбуле. Хотелось бы надеяться, что власти Турции постараются честно ответить на вопрос, есть ли в этом преступлении «таджикский след», — говорит эксперт.
Из бизнеса — в оппозицию
Впервые 47-летний Умарали Кувватов заявил о созданной им в Москве «Группе 24» в 2012 году, когда был вынужден бежать из Таджикистана. По данным СМИ, в Таджикистане Кувватов возглавлял компанию «Точирон», которая занималась поставками ГСМ для нужд НАТО в Афганистане, и тесно работал с зятем президента Шамсулло Сохибовым. Позже Кувватов заявил, что Сохибов захватил его компанию, и он был вынужден бежать из страны.
Будучи в Москве Кувватов занялся политикой. Он не раз заявлял, что «Группа 24» намерена выставить своего кандидата на президентских выборах в 2013 году. Сообщалось, что в «Группу 24» входят 24 человека, однако, на тот момент Кувватов был единственным из ее учредителей, кто открыто заявлял о себе.
Позже о членстве в этой группе заявил другой опальный бизнесмен – 29-летний Шарофиддин Гадоев, двоюродный брат и компаньон Умарали Кувватова.
В Таджикистане Кувватов обвинялся в совершении ряда тяжких экономических преступлений. В конце 2012 года он был задержан в аэропорту Дубая (ОАЭ) по просьбе таджикских властей. Генеральная прокуратура Таджикистана направляла запрос правоохранительным органам Дубая с просьбой экстрадировать Кувватова. Однако суд не удовлетворил иск об экстрадиции Кувватова и освободил его из-под стражи.
После освобождения У. Кувватов со своей семьей перебрался в Турцию.
Жаркий октябрь 2014-го
В начале октября 2014 года Умарали Кувватов призвал граждан Таджикистана на участие в митинге, который он собирался провести в Душанбе 10 октября. К его заявлениям в соцсетях власти отнеслись довольно серьезно и предприняли «профилактические меры». В мечетях имам-хатибы говорили о том, «какую опасность для мира в нашей стране несут призывы Умарали Кувватова и его сторонников», и призывали прихожан не поддаваться провокациям. В те же дни в стране были заблокированы около трехсот Интернет-сайтов, в том числе — социальная сеть Facebook. Силовики отработали в центре Душанбе методы по разгону демонстраций.
7 октября 2014 года Генеральная прокуратура Таджикистана выступила с заявлением, что У.Кувватов подозревается в совершении ряда тяжких преступлений, в том числе, мошенничестве, присвоении чужого имущества и находится в розыске. В заявлении также было сказано, что основной целью «Группы 24» является захват власти в Таджикистане неконституционным путем. «Кувватов и члены его группы, распространяя заявления экстремистского толка, призывают население страны к массовым беспорядкам и неконституционному захвату власти», говорилось в заявлении.
Тогда же Генпрокуратура Таджикистана «для сохранения мира и стабильности в обществе» обратилась в Верховный суд республики объявить «Группу 24» экстремистской организацией и запретить её деятельность на территории республики. И уже 9 октября Верховный суд РТ признал оппозиционную «Группу 24» экстремистской и незаконной. В решении суда подчёркивалось, что в своих выступлениях Кувватов открыто призывал население к дестабилизации и массовым беспорядкам, а также насильственному захвату государственной власти в стране.
Неудачные попытки властей
19 декабря 2014 года Умарали Кувватов и несколько его единомышленников были задержаны в Стамбуле. Глава МВД Рамазон Рахимзода 16 января 2015 года заявил, что Таджикистан направил запрос в адрес турецких властей для экстрадиции лидера экстремистской «Группы 24» Умарали Кувватова. Тогда правозащитные организации призвали власти Турции выполнять Конвенцию ООН о статусе беженцев и Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и соблюдать процессуальные нормы турецкого законодательства, в частности, обеспечить задержанного адвокатами.
По некоторым данным, таджикские силовики посещали Стамбул дважды, добиваясь экстрадиции Кувватова. Однако 3 февраля турецкие власти освободили Кувватова за недостаточностью доказательств для его отправки в Душанбе.
На момент выхода газеты официальные власти Таджикистана и Турции никак не комментировали произошедшее убийство. Азия-Плюс