Вернется ли Узбекистан в ОДКБ?

АЛЕКСАНДР ХРОЛЕНКО. Узбекистан находится в постоянном военном и военно-техническом взаимодействии с Россией и другими странами ОДКБ.

Ожесточенность боевых действий в Афганистане сближает внешнеполитические позиции Ташкента и Москвы. Крепнущая реальность совместного реагирования на общие угрозы и вызовы международного терроризма важнее формального возвращения РУз в систему коллективной безопасности.
Пресс-секретарь президента Узбекистана, замглавы его администрации Шерзод Асадов 12 июля на брифинге отметил:»Мы не получали предложений по членству в ОДКБ. Плюс нашим законом запрещено создание военных баз и вступление в такие организации». Чрезвычайно интересное заявление.
На фоне горячих событий в сопредельном Афганистане брифинг выглядел логичным и своевременным – война на пороге. Однако многим показалось, что заявление Асадова было адресовано в равной степени узбекской общественности (страна по-прежнему вне ОДКБ) и талибам (не волнуйтесь, мы ничего против вас не замышляем). Заметим, членство в ОДКБ и размещение иностранных военных баз не взаимосвязаны (примеры – Беларусь и Казахстан).
Ташкент адекватно оценивает непростую конфигурацию региональных «центров силы». 12 июля российские инструкторы – лучшие офицеры Центрального военного округа (ЦВО) с сирийским боевым опытом – завершили подготовку более 300 военнослужащих ВС Республики Узбекистан на полигонах Термез и Сазаган в Сурхандарьинской и Самаркандской областях. В программу были включены дневные и ночные тактические занятия в составе мотострелковых подразделений, огневая подготовка с применением вооружения модернизированных бронетранспортеров БТР-82, упражнения контрольных стрельб из гранатометов, а также занятия по стрельбе и управлению огнем артиллерии с использованием технических средств разведки. Хочешь мира – готовься к войне.

Гарантии безопасности

Ежегодно Узбекистан и Россия проводят более 70 совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки войск. По информации командующего войсками российского ЦВО генерал-полковника Александра Лапина, в летнем периоде обучения (2021 года) состоятся девять совместных международных учений на территории России, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. При том, что Узбекистан в ОДКБ не входит, над ним постоянно раскрыт региональный «зонтик безопасности». Невозможно находиться в Центральной Азии вне коллективной системы реагирования на общие угрозы. Каждая из стран региона объективно заинтересована в военной мощи соседей. Россия также не разделяет свою и многонациональную центрально-азиатскую безопасность.
Оборонные ведомства Узбекистана и России 28 апреля впервые подписали Программу стратегического партнерства в военной области на 2021-2025 годы. Приоритеты – двусторонние мероприятия по обеспечению военной безопасности, совместная борьба с международным терроризмом, укрепление боевого потенциала ВС Узбекистана и подготовка военных кадров. Реализация планов позволит систематизировать военное и военно-техническое сотрудничество двух стран. Таким образом, Россия перехватила инициативу у Соединенных Штатов, которые рассматривали Узбекистан в качестве «запасного аэродрома» после вывода войск альянса из Афганистана. Логично предположить, что Ташкент сделал выбор в пользу более предсказуемого и надежного партнера.
Ранее начальники генеральных штабов Узбекистана и России Шухрат Халмухамедов и Валерий Герасимов встретились в Москве, подвели итоги двустороннего сотрудничества. Валерий Герасимов подтвердил, что Узбекистан является стратегическим партнером России в Центральной Азии.
Взаимодействие Ташкента и Москвы в военной сфере – один из важнейших факторов сохранения региональной стабильности, в особенности после вывода из Афганистана войск Соединенных Штатов и их союзников. Россия является ключевым союзником Узбекистана в военной сфере и крупнейшим поставщиком вооружения для национальных вооруженных сил.
Армия Узбекистана считается самой сильной в Центральной Азии, и в этом есть вклад РФ. В широком спектре российских вооружений Узбекистан выбирает для себя ударную авиацию, средства ПВО-ПРО, бронетехнику сухопутных войск. Узбекская армия получает по 12 контрактам истребители Су-30СМ (за счет российского государственного экспортного кредита), ударные вертолеты Ми-35М, бронетранспортеры БТР-82А, современные радиолокационные комплексы «Сопка-2». Более 300 узбекских военнослужащих учатся в военных вузах РФ. Военный бюджет страны достигает 4% ВВП, и это не милитаризация, а ответ на вызовы времени.

Афганская турбулентность

В сопредельном Афганистане набирает силу «Талибан»* версии 2021 года, который отличается от образца 1996 года тем, что на 40% состоит из этнических афганских таджиков и узбеков (уже не является исключительно пуштунской организацией). Подозрительно выглядит приоритетный захват талибами точек выхода через Амударью в соседний Таджикистан, из которого стратегические дороги ведут в Узбекистан.
Одновременно растут ожесточение боестолкновений и активность террористических организаций «Аль-Каида»* и ИГ*, которому ранее присягнули боевики агрессивного «Исламского движения Узбекистана»*. Живительный для терроризма и религиозного экстремизма афганский наркотрафик ежегодно измеряется суммами от 30 млрд до 70 млрд долларов. Снижение контроля после вывода войск США и НАТО может привести к скачку наркотрафика, и к существенному пополнению террористических организаций новобранцами.
Жители северных провинций Афганистана серьезно обеспокоены жесткими ограничениями и самоуправством талибов после вытеснения правительственных сил. Из-за высокой вероятности терактов пришлось приостановить работу российского консульства в Мазари-Шарифе и усилить охрану посольства в Кабуле. Дипломаты генконсульства РФ в Мазари-Шарифе 12 июля эвакуированы на территорию Узбекистана. Выбор неслучайный. Афганская турбулентность неизбежно распространяется на сопредельные страны Центральной Азии, а Узбекистан на пути этих мутных волн представляется могучей скалой.
В сложившейся ситуации укрепление военного и военно-технического сотрудничества Ташкента с Москвой неизбежно. При этом Россия кровно заинтересована в формировании надежной системы региональной безопасности и, в отличие от западных партнеров, многое делает бескорыстно. Отсюда, например, и активизация военного и военно-технического сотрудничества Туркменистана с Россией.
Что касается каких-либо предложений по линии ОДКБ, напомню, договор был подписан в Ташкенте. Узбекистан дважды вступал в Организацию коллективной безопасности, и дважды выходил из нее (в 1999 и 2012 годах). Возможно, «третье пришествие» не планируется, однако двери для Узбекистана всегда открыты. А «новые талибы» парадоксальным образом работают на укрепление ОДКБ.
* – террористическая организация, запрещенная в РФ.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.