АО «Узбекистон темир йуллари» (железные дороги Узбекистана) со второго полугодия текущего года совместно с ОАО «РЖД» организуют регулярные экспресс-перевозки плодоовощной продукции в Россию в рефрижераторных контейнерах. Иначе говоря, после 35-летнего перерыва поставки в РФ узбекистанских плодоовощей большой скоростью в этих контейнерах возобновятся.
Значимость этого кооперационного решения, во-первых, в том, что оно является первым в рамках статуса Узбекистана как страны-наблюдателя в ЕАЭС. Во-вторых, этот проект имеет и интеграционный контекст: намечено подключение к упомянутым перевозкам аналогичной продукции из других стран Центральной Азии. В том числе из Казахстана и Кыргызстана – участниц Евразийского союза.
С учетом последнего фактора тем активнее будет развиваться ускоренное импортозамещение по плодовощной продукции в ЕАЭС и особенно в России. Потому что на российском рынке традиционных овощей и фруктов доля «дальнезарубежного» импорта пока достигает как минимум 60%, притом не первый год.
Договоренности о таких перевозках были достигнуты на переговорах представителей руководства железнодорожных администраций обеих стран в ходе международной промышленной выставки «Иннопром-2021» в Ташкенте в апреле с. г. Как отметил Ильхом Махкамов, министр транспорта РУз, «это направление кооперации окажет положительное влияние на долгосрочное освоение экспортных возможностей Узбекистана, особенно по экспорту фруктов и овощей».
Отметим, что по итогам 2020 года рынок России, по данным узбекистанской внешнеторговой статистики, стал основным для экспорта плодоовощной продукции из Узбекистана: этой продукции поставлено в РФ на 255,4 млн долл. Данные поставки и сегодня включают свыше 60 ассортиментных наименований, а рост плодоовощных объемов на российском направлении в сравнении с 2019-м составил почти 60%. В целом это более четверти всего узбекистанского экспорта овощей и фруктов.
Планируется, что в текущем году последний показатель наверняка превысит 30%, а это тем более требует надлежащего транспортного обеспечения. Перевозки же большой скоростью в специализированных контейнерах (по железнодорожной терминологии, маршрутно-контейнерными поездами) позволяют свести к минимуму потери/порчу грузов: ведь свыше 90% данного ассортимента – это скоропортящаяся продукция.
Но рентабельность, по сути взаимовыгодность, таких перевозок обусловлена также факторами экономической географии. Поясним в этой связи, что наряду с высокими расстояниями упомянутых перевозок – не меньше 2 тыс. км – это ещё и транзит (в основном через Казахстан и Туркменистан). Причем доля транзитного расстояния в этих перевозках превышает половину всего железнодорожного расстояния РФ–Узбекистан. Соответственно, данные перевозки сопряжены с транзитными расходами. Но этот вопрос, похоже, решен заблаговременно.
Согласно данным узбекистанской стороны (апрель-май с. г.), по итогам недавних переговоров, проведенных Министерством транспорта Узбекистана и «Узбекистон темир йуллари» с администрациями железных дорог стран СНГ, стран Балтии и Ирана, Ташкентом получен ряд скидок (примерно в 15%) в транзитных тарифах на 2021 год. Это, разумеется, удешевит транзит и плодоовощные перевозки из Узбекистана в РФ, что, в свою очередь, сдержит удорожание поставляемой продукции в розничной сети в РФ (как и в других странах-импортерах). Следовательно, повысится конкурентоспособность узбекистанской экспортной сельхозпродукции.
Кроме того, упомянутые тарифные скидки, предоставленные Ташкенту, поспособствуют и тому, что рефрижераторные экспресс-поезда из Узбекистана в РФ-ЕАЭС будут общерегиональными. Точнее, в их состав будут рентабельно включать плодоовощную продукцию из других стран Центральной Азии, через которые будут следовать поезда. Это выгодно ЕАЭС-региону в целом, поскольку в других центральноазиатских странах тоже заинтересованы в увеличении поставок своих овощей и фруктов на российский рынок.
Скажем, по данным бизнес-портала 24.Кg (г. Бишкек) и ряда других кыргызстанских источников, к настоящему времени доля российского рынка в экспорте черешни из Кыргызстана достигает почти 90%, а в экспорте свежих абрикосов и слив – и того больше. Объемы же этих и других плодоовощных поставок из КР в РФ могут увеличиться в ближайшие годы примерно на треть. Разумеется, в случае надлежащего качества этих плодов и организации регулярных перевозок кыргызстанских фруктов с обязательным соблюдением температурных и скоростных режимов.
Характерно, что проект российско-узбекистанского скоростного поезда со «скоропортами» сопровождается инициативой Ассоциации садоводов России (АСР), выдвинутой этим союзом весной с. г., об исключении многих видов фруктов, поступающих из 30 развивающихся и наименее развитых стран дальнего зарубежья, из режима беспошлинного импорта. Окончательное решение по вышеупомянутой инициативе АСР правительство РФ и ЕЭК планируют принять не позже июля с. г.
Поясним: в марте ЕЭК и правительство РФ исключили более 70 стран из такого реестра, предусматривающего, согласно предписаниям ВТО и ООН, право экспорта своей экспортной продукции – на 80% по объему это сельхозпродукция без каких-либо ограничений в другие страны. Такое решение направлено на стимулирование, во-первых, производства и сбыта российской сельхозпродукции. А во-вторых, развития взаимопоставок между странами ЕАЭС сельхозсырья и готового продовольствия.
Но в упомянутом реестре слаборазвитых стран, экспортирующих свою продукцию на льготных условиях в ЕАЭС, пока остаются не менее 30 стран, большинство из которых не только крупные поставщики но одновременно ещё и крупные реэкспортеры сельхозпродукции. Потому резонно предположить, что в контексте упомянутой внешнеэкономической политики РФ-ЕАЭС и Узбекистана льготы для тех 30 стран по поставкам фруктов в Евразийский союз будут как минимум сокращены.
С учетом всех упомянутых факторов очевидно, что проект регулярных высокоскоростных поставок узбекистанских плодоовоощей в РФ вполне отвечает экономическим интересам ЕАЭС-региона, в том числе по дальнейшему развитию здесь продовольственного импортозамещения. А также нацелен на ускоренное сближение экономик стран ЕАЭС и Узбекистана.