Аральское море относительно недавно было четвертым по величине озером в мире, занимая более 60 тыс. кв. км. Питали его воды рек Сырдарьи и Амударьи.
Но нерациональное использование воды для орошения полей привело к гибели Арала. В 1989 году Арал распался на два водоема: Малое Аральское море (территория Казахстана) и Большое Аральское море (территория Узбекистана). В 1992 году Малое море было отгорожено от Большого Кокаральской плотиной, что и позволило его сохранить, но вызвало усыхание Большого Арала. В 2002 году Большое море сократилось и разделилось на восточное и западное. В 2014 году восточное озеро полностью испарилось и исчезло. На высохшей части моря образовалась песчано-соляная пустыня Аралкум. Отсюда в атмосферу ежегодно поднимается свыше 75 млн тонн песка с примесями пестицидов и химикатов. По данным международных экспертов, ядовитые соли из Аральского региона обнаружены на побережье Антарктиды, на ледниках Гренландии, в лесах Норвегии.
Экологическая катастрофа также существенно отразилась и на климате. В радиусе 100 километров лето стало более жарким и засушливым, а зима – более холодной и продолжительной. 4 миллиона человек, которые живут в непосредственной близости от озера (в регион Аральского моря входят большая часть Каракалпакстана и Хорезмской области Узбекистана, район Дашховуз в Туркменистане и Кызыл-Ординская область на юге Казахстана), оказались заложниками экологической и экономической катастрофы.
К сожалению, восстановить Аральское море в полной мере уже не получится. Важнейшая задача сегодня – сократить губительное воздействие острого экологического кризиса. Руководство стран Центральной Азии в меру своих возможностей пытается внести лепту в спасение Арала и Приаралья.
Особый статус для особой проблемы
Власти Узбекистана намерены выделить на проект по освоению Приаралья 300 млн долларов. Об этом стало известно 4 июня во время открытого диалога с участием Национальной ассоциации электронных СМИ в Нукусе. Деньги будут направлены на несколько ключевых проектов: по улучшению качества питьевой воды; по охране здоровья и занятости населения; по улучшению экологии; по модернизации ирригационно-мелиоративных систем в регионе.
Ранее, 18 мая, в ходе пленарного заседания 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по предложению главы Узбекистана Шавката Мирзиёева была единогласно принята специальная резолюция об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий (Приаралье стало первым регионом, которому Генассамблея предоставила такой статус. – Авт.). В документе говорится о поощрении научно-исследовательской, консультативной деятельности в интересах восстановления и улучшения окружающей среды, сохранения природных ресурсов и повышения качества жизни населения региона. В резолюции также подчёркивается важность активизации регионального сотрудничества в реализации совместных мероприятий по преодолению последствий кризиса Аральского моря и стабилизации экологической обстановки в регионе.
Сам же проект резолюции был презентован 25 октября 2019 года в Нукусе в ходе международной конференции «Приаралье – зона экологических инноваций и технологий».
Стоит отметить, что с этой инициативой Ш. Мирзиёев выступал еще на заседании глав государств-учредителей Международного фонда спасения Арала в августе 2018 года в городе Туркменбаши. «Это решение поможет общими усилиями стран региона сформировать условия для привлечения иностранных инвестиций в разработку и внедрения экологически чистых технологий, комплексного внедрения принципов «зелёной» экономики, экологически чистых, энерго- и водосберегающих технологий, предотвращения опустынивания и экологической миграции; развития экотуризма и реализации других мер», – подчеркнул он.
С приходом к власти Ш. Мирзиёева Узбекистан начал проводить кардинальные изменения в подходах к решению проблем Арала, отразив их в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы. Были намечены системные меры по смягчению негативных последствий глобального изменения климата и высыхания Аральского моря для развития сельского хозяйства и жизни людей. 18 января 2017 года в рамках реализации этих задач была принята Госпрограмма по развитию региона на 2017-2021 годы, был учрежден Фонд развития региона Приаралья.
В рамках программы реализованы 67 проектов общей стоимостью почти в 800 млн долларов. Кроме того, правительством РУз разработана концепция комплексного развития страны до 2030 года. Согласно документу, до 2025 года в водной сфере планируется поэтапное внедрение рыночных механизмов в сфере водопотребления, а также принципов государственно-частного партнерства в эксплуатации объектов водного хозяйства. В рамках правительственной программы «Спасём Арал» на территории Аральского моря проводится посадка саксаула. С 2018 года на 1,6 млн гектаров были высажены специальные пустынные растения. Они призваны стать буфером от соли и песка. Проект «Сад в Аральском море» направлен не только на ликвидацию последствий высыхания моря, но и увеличение числа туристов.
Директор Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Узбекистана Элдор Арипов рассказал, что за последние годы в стране реализовано более 250 проектов, направленных на снижение последствий аральского кризиса. По его словам, власти страны предпринимают меры не только по спасению экологии, но и для экономической поддержки региона. «Принята программа комплексного социально-экономического развития Каракалпакстана на 2020−2023 годы. В настоящее время из включенных в программу 1359 проектов реализованы около 750, создано более 4500 рабочих мест. В конце 2018 года был создан Многопартнерский трастовый фонд по человеческой безопасности для Приаралья под эгидой ООН. В рамках трастового фонда привлечено более 230 млн долларов в виде прямых поступлений и параллельного финансирования. Кроме того, принимаются меры по развитию альтернативной энергетики в регионе Приаралья. В частности, в начале мая 2021 года между Минэнерго, министерством инвестиций и внешней торговли и компанией ACWA Power было подписано соглашение о строительстве ветроэнергетического проекта мощностью 1500 МВт в Каракалпакстане. Этот объект станет крупнейшей ветряной электростанцией в регионе Центральной Азии и одной из крупнейших в мире», – цитирует руководителя пресс-служба ведомства.
Власти страны, как подчеркивают в Институте стратегических и межрегиональных исследований, не намерены останавливаться на достигнутом, наоборот, работа в этом направлении будет набирать обороты.
Кого Арал волнует больше?
«Правительство Узбекистана на национальном уровне уделяет большое внимание проблемам Арала и Приаралья. Говорить о том, что власти нашей страны обратили внимание на эту проблему не так давно, неправильно. Реформы началась давно. Еще в 2003 году управление водными ресурсами перешло от административно-территориального к бассейновому. В качестве эксперимента до середины 2000-х годов правительство инициировало создание Ассоциации водопотребителей. Сейчас в республике работают порядка 1500 АВП, которые оказывают услуги по доставке оросительной воды около 80 тысячам фермерских хозяйств и покрывают более 4 млн га поливных земель, – говорит эколог из Ташкента Юнус Шамсиев. – Сейчас Узбекистан предлагает фундаментальные изменения масштабов реализации совместных действий с другими странами ЦА. Они помогут, пусть и не восстановить полностью, но наладить целостность экосистем, которые являются базовыми для социально-экономического развития Приаралья. Для этого Узбекистан создаст правовую и финансовую систему, которая сделает вложение инвестиций в зону Приаралья более привлекательными».
Противоположного мнения придерживается его коллега из Казахстана Анвар Даиров. По его словам, Узбекистан не обращал, да и сейчас не уделяет должного внимания проблемам высыхания Арала из-за экономической составляющей. А именно из-за добычи нефти. «Казахстан занимается проблемой Арала. Под проект «Регулирование русла реки Сырдарья и сохранение северной части Аральского моря» республика взяла два кредита Всемирного банка. Первая фаза шла с 2001 по 2010 год и стоила 85,79 миллиона долларов, вторая фаза началась с 2015 года, проект стоит 126 миллионов долларов. Соседи этот проект не подержали. Большую роль в этом играет наличие месторождений нефти и газа в дельте реки Амударьи и на дне Аральского моря. Восстановление узбекской части Арала приведет к поднятию грунтовых вод в дельте и затоплению осушенных участков дна. Работы в нефтегазовой отрасли усложняться, а это очень затратно и экономически невыгодно», – уверен эксперт в области экологии.
Не оспаривая права эксперта на свою точку зрения, отметим все же, что он привел факты из временного периода, когда Ш. Мирзиёев еще не был главой Узбекистана.
Специалисты подсчитали: чтобы вернуть морю его изначальный объем воды, нужно прекратить в его бассейне всю экономическую деятельность на 40-50 лет. Ни Узбекистан, ни Казахстан не пойдут на такие крайние меры. Единственный вариант – это укрепление регионального сотрудничества в рамках проекта по спасению Аральского моря. Спасти Арал можно только вместе!
Ирина Больбот