Апрельские тезисы: Андрей Осипов о будущем узбекского автопрома при ЕАЭС

ТАШКЕНТ. Что ждет автомобильный рынок, если Узбекистан вступит в ЕАЭС: как изменятся цены на иномарки, останутся ли конкурентоспособными отечественные автопроизводители — читайте в нашем тематическом обзоре.

Развитие узбекского автопрома, несмотря на пандемичный год, можно оценить положительно, а теперь, когда Узбекистан стал наблюдателем в ЕАЭС, открываются новые перспективы. Но есть и нюансы, к которым республике надо быть готовой.

Узбекистан идет верным курсом, но есть особенности

Сегодня многие производства в Узбекистане нуждаются в глубокой модернизации. Тем не менее если будут созданы нормальные условия для прихода иностранных компаний, для привлечения инвестиций, то, безусловно, республика займет весомое место на рынке ЕАЭС. Интеграция влечет за собой принятие большого числа обязательств, включая снижение ввозной пошлины на автомобили. Это представляет для Узбекистана определенные риски, потому что по уровню автомобилизации страна пока отстает от России и Казахстана. Для сравнения: на 1 тысячу жителей в Узбекистане приходится 90 автомобилей, в РФ ­– 250-300, в Казахстане – более 200. Улучшение этого показателя во многом зависит от реальной покупательской способности населения.
«Очень многое будет зависеть от следующих факторов. Во-первых, какая будет складываться ситуация на рынках стран-членов союза и насколько Узбекистан будет их опережать либо отставать. Немаловажный момент — каким будет развитие автопрома на территории самого Узбекистана. В данном случае мы, прежде всего, говорим о создании благоприятных условий для узбекских и иностранных компаний, чтобы они могли увеличить свое производство на территории республики. В этом смысле у страны есть определенные преимущества, есть традиции сборки иностранных моделей, есть готовые производства», — пояснил эксперт.
«В случае с Узбекистаном очень многое будет зависеть от действий правительства: какие создадут условия для конкуренции, какие фискальные инструменты будут применяться к инвесторам, как будут регулировать рынок подержанных авто низкого экологического класса. Если государство сможет организовать равные условия для всех компаний и инвесторов, которые придут в страну, то Узбекистан займет достойное место на рынке ЕАЭС», — добавил Осипов.

«Лада» vs «Шевроле»: кому повезет больше в перспективах сборки в Узбекистане

«АвтоВАЗ» в 2020-м впервые за четыре года снизил экспорт автомобилей Lada на 19%. В то же время из постановления президента и утвержденной инвестиционной программы на 2021−2023 гг. следует, что в Джизаке планируется наладить сборку автомобилей Lada и Renault. В качестве места будущего производства указан завод ADM-Jizzakh компании Roodell в свободной экономической зоне. В самой компании «АвтоВАЗ» от комментариев по этой теме отказались.
«Для организации сборочного производства необходимый объем сбыта с этого производства должен составлять не менее 50 тысяч автомобилей. Если же мы говорим о выпуске полного цикла, куда входит сварка деталей, производство кузовных элементов, то эта планка поднимается до 100 тысяч авто. Реализовать такое количество машин на рынке Узбекистана, даже с учетом соседних рынков сбыта Кыргызстана и Таджикистана, весьма проблематично. Нужно также учитывать, что «Лада» и другие иностранные компании изначально будут ориентироваться на определённую экспортную составляющую, доля которой должна быть не меньше 50%», — полагает автоэксперт.
«Если политика Узбекистана будет протекционистской, то такие крупные компании как, например, «Лада» получат привилегии в производстве. С другой стороны, остальные игроки встанут в неравные конкурентные условия. Прежде всего, это Chevrolet, продукция которой занимает 98% авторынка Узбекистана», — пояснил Осипов.

Элементарно, Ватсон: как Узбекистану выйти на авторынок Казахстана и Белоруссии

Создание любого производства на территории страны — это огромный локомотив не только для машиностроения, но и для экономики. Одно место на конвейере автомобильной компании по разным оценкам формирует от 7 до 15 вакансий в смежных отраслях, поэтому развивать автомобильную промышленность важно и нужно. При разумном подходе все должно получиться без конфликта интересов между производителями, что поможет выйти на рынки сопредельных и дружественных государств: России, Казахстана, Белоруссии.
«У Узбекистана есть хороший шанс закрепиться на рынке Казахстана, который структурно очень похож на рынок РУз и РФ, где основной спрос сосредоточен на бюджетном ценовом сегменте. Таможенных пошлин нет, машины не будут дрожать, сейчас на территории Узбекистана производятся автомобили именно бюджетного ценового сегмента, поэтому выход на рынок Казахстана был бы правильным и логичным шагом», — пояснил собеседник агентства.
Еще один интересный факт: внутренние рынки стран «переваривают» крайне мало машин. Беларусь схожа с Узбекистаном: больше 80% легковых автомобилей, которые сейчас производит страна, идут на экспорт в РФ. Тем не менее Андрей Осипов уверен, что у Минска и Ташкента есть свои взаимные интересы и выгоды от кооперации в автомобилестроении.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.