Индустриализация Таджикистана — рискованный шаг или просчитанная стратегия

ДУШАНБЕ. Таджикистан уже давно пытается перейти на аграрно-индустриальное развитие, но одного желания мало: стране вряд ли удастся совершить этот рывок за ближайшие 5 лет.

Уже почти десять лет ведутся разговоры о превращении Таджикистана в аграрно-индустриальную страну.

Индустриализация, по мнению Эмомали Рахмона, относится к основным стратегическим целям развития страны, наряду с выходом из коммуникационного тупика, обеспечением энергетической независимости и продовольственной безопасности.

К реализации судьбоносной программы Таджикистан приступил в прошлом году. И уже к 2025-му в стране должны появиться значимые предпосылки для достижения главной цели — увеличения доли промышленности в общем объеме ВВП до 22%.

Но с таким же успехом Таджикистан мог бы объявить о строительстве станции на Луне к следующему году. Ведь за красивыми лозунгами властей скрывается банальная нехватка денег и отсутствие возможностей. В бюджете-2021 на развитие промышленности заложено всего около 16 миллионов долларов — сумма для перехода на индустриальные рельсы слишком смехотворная.

Дела давно минувших дней

Если отбросить в сторону ненужные политесы, то в последний раз Таджикистан мог считаться индустриальной страной в годы СССР. Тогда республика действительно прошла этап ускоренного развития промышленности. За без малого 30 лет (1941-1970-й) на индустриализацию направили более 2 миллиардов полновесных советских рублей в виде субсидий и дотаций.

Свою роль сыграла и эвакуация большого количества заводов и цехов во время войны, подальше от зоны боевых действий. За счет них в Таджикской ССР к 1942-му ввели в строй 250 новых предприятий, а к концу ВОВ создали несколько подотраслей машиностроения.

Середина прошлого века для Таджикистана стала периодом бурного расцвета обрабатывающей промышленности и производства минеральных удобрений, были заложены основы горнодобывающей отрасли (руды цветных и редких металлов). Первые шаги были сделаны и в создании химической отрасли.

Рахмон намерен привлечь зарубежные инвестиции для строительства Рогунской ГЭС

В результате к 1975-му республика добилась значительных успехов: производство электроэнергии увеличилось до 4,7 млрд кВт⋅ч (против 0,06 кВт⋅ч в 1940-м), добыча угля — 868 тысяч тонн (против 204), нефти — 274 тысячи тонн с учетом газового конденсата (против 30).

В следующие 15 лет Таджикистан сделал огромный рывок в электроэнергетике. Заработали крупнейшие на тот момент ГЭС — Нурекская, Байпазинская, Хорогская и Намадгутская, а также Яванская ТЭЦ. Вообще, экономисты считают период 1970-1990-х самым продуктивным в освоении экономического потенциала республики.

Развитая инфраструктура электроэнергетики позволила запустить весьма значимые промышленные объекты, жемчужиной которых стал Таджикский алюминиевый завод. Хотя ТАЛКО работал на привозном сырье (глинозем импортировался из РСФСР), производство «крылатого металла» росло из года в год.

«Таджиктекстильмаш», «Элто», «Таджиккабель», «Таджикатлас», Шелкокомбинат, чулочно-носочная фабрика и многие другие промышленные объекты советского периода выпускали продукцию, востребованную во многих странах мира.

В итоге объемы промышленного производства выросли на 251,4%, электроэнергетика прибавила 461%, машиностроение — 366%, легкая промышленность — 191%, пищевая — 193,2%, металлургическая отрасль показала рост в 270%, а нефтехимическая — в 220%.

Таджикистан уверенно шел навстречу индустриализации, но споткнулся об распад СССР и последовавшую гражданскую войну, отбросившую страну на десятилетия назад.

«В 1991 году на предприятиях Таджикистана работали 215 тысяч сотрудников или 13% населения, а объем производства данной отрасли составлял 25,4% ВВП. В 2018-м эти цифры соответственно составили 85,6 тысячи человек или 3,5% населения, а доля отрасли в ВВП составила 17,3%», — констатировал Рахмон.

Когда наступит время Кайраккумской ГЭС — специалист о потенциале объекта

Почти все объекты промышленности советского периода, за исключением ТАЛКО и Душанбинского молочного комбината, пришли в негодность, сейчас эксплуатация их невозможна. Новые предприятия вводятся в строй, но уже не с тем размахом. Свой отрицательный взнос сделал и коронавирус.

Цыплят по осени считают

Осенью 2020-го статистики оценили экономические успехи Таджикистана в период пандемии. Намеченных в начале года результатов добиться не удалось, однако все оказалось не так уже и плохо.

Прирост стал возможным благодаря промышленному производству и аграрному сектору в рамках стратегии индустриализации.

Самый високосный: почему 2020 год стал для Таджикистана неподъемным

Однако уровень ВВП просел до 2,2% (данные ВБ), а инфляции взлетел до 9,8%. Пополнить бюджет удалось только за счет продажи за рубежом солидной части золотовалютного запаса страны, а это невосполнимые потери.

Тяжким бременем на государственной казне все еще висит строящаяся Рогунская ГЭС, хотя все международные финансовые институты в один голос рекомендуют отложить этот вопрос до лучших времен.

В бюджете-2021 на Рогун выделено 2,1 миллиарда сомони. В то, что к этой сумме добавятся иностранные инвестиции, в республике не верит ни один эксперт. Хотя самые большие оптимисты утверждают, что Таджикистан в состоянии справиться и собственными силами, просто за более продолжительный срок.

Следует учитывать и то, что в текущем году 47% казны потратят на «социалку», в первых рядах идут образование и здравоохранение. Сам бюджет спланирован с дефицитом в более 440 миллионов сомони.

«На самом деле размер дефицита может оказаться и больше, ведь он спланирован с учетом зарубежных грантов стран-спонсоров. Не факт, что все они согласятся выделять финансирование в это тяжелое время», — предупреждает экономист Рустам Файзуллаев.

По словам эксперта, определенную надежду на выход из ситуации может дать отсрочка по выплате внешних долгов (3,1 миллиарда долларов), на обслуживание которых выделено почти 202 миллиона долларов. Переговоры о временной приостановке этих процентов ведутся с прошлого года и могут увенчаться успехом. Главный кредитор Таджикистана — Китай — уже согласился на такую авантюру.

Пока в ситуации с трудовой миграцией царит полная неопределенность, имеет смысл положиться на внутренние источники, полагают эксперты. Таковыми могли бы стать ТАЛКО и свободные экономические зоны, которых в республике четыре.

Всемирный банк назвал меры по выходу Таджикистана из экономического кризиса

По подсчетам экспертов, потребление алюминия в 2020-м сократилось на 5,4% по сравнению с предыдущим. Аналитики прогнозируют в ближайшем будущем увеличение на 6%, но предупреждают, что все будет зависеть от динамики пандемии. Однако ТАЛКО активно работает над диверсификацией своего производства, почти каждый год запуская предприятия широкого профиля: от легкой промышленности до горнодобывающей. Все они, безусловно, станут хорошим подспорьем в развитии индустриального сектора страны.

А вот свободные экономические зоны в этом плане пока не радуют. Единственным значимым успехом их деятельности можно считать окончание строительства нефтеперерабатывающего завода в СЭЗ «Дангара». Объект рассчитан на переработку до миллиона тонн сырой нефти ежегодно, но сырье для запуска НПЗ поставить не получается — границы закрыты.

ВБ: хорошо, все будет хорошо

Аналитики Всемирного банка с осторожным оптимизмом прогнозируют рост экономики Таджикистана в 2021-м. Связывают его с непредсказуемыми факторами — снижение уровня пандемии на фоне массовой вакцинации и восстановление экономической активности в России. Также аналитики предложили республике присоединиться к инициативе Китая «Один пояс — один путь».

В ВБ уверяют, что при благоприятном стечении обстоятельств ВВП Таджикистана может достичь 3,3% в 2021 году и 5,5% — в следующем.

Отсылка к российской экономике понятна, ведь большая часть импорта продовольственных и промышленных товаров, а также горюче-смазочных материалов поступает в республику оттуда. И главное — почти все таджикские трудовые мигранты выезжают работать в РФ, а их денежные переводы пополняют до 30% казны.

Сейчас из-за пандемии коронавируса и отсутствия авиасообщения граждане республики лишены возможности заработать в России. Но власти Таджикистана теплят надежду, что Правительство РФ сделает исключение в строительном секторе.

По одежке протягивай ножки

Но даже если самые радужные перспективы с избытком воплотятся в реальность: Таджикистану простят все долги, мигрантам поголовно разрешат въезд в Россию, пандемия сойдет на нет — все равно, по мнению аналитиков, средств на ускоренную индустриализацию в намеченные сроки не хватит.

Привлечение иностранных инвесторов с имеющимися налоговыми правилами (около 70% фискальных выплат) и административным давлением на любой бизнес от мелкого до крупного не по плечу даже волшебнику. А высокий уровень коррупции в контролирующих органах, постоянные нововведения и поправки в законы только усугубляют нежелание зарубежного капитала вкладываться в экономику Таджикистана.

Индустриализация Таджикистана за две пятилетки – утопия или реальность

Есть и другая сторона проблемы, отнюдь не финансовая.

«Деньги — важный момент в проведении ускоренной индустриализации. Но, говоря об инвестициях, почему-то упускают из виду кадровый вопрос. Во времена Союза к нам направляли десятки тысяч специалистов, которые помогали строить и запускать новые предприятия. Сейчас же приезжают только школьные учителя, высококвалифицированных инженеров и управленцев сюда никакими деньгами не заманишь», — говорит эксперт Ваххоб Абдуллаев.

По его словам, грамотных специалистов надо обучать своих. Но почти все студенты, выезжающие на учебу за рубеж, своей первоочередной задачей видят получить гражданство страны обучения и остаться работать там.

Все призывы властей к патриотизму и даже угрозы административными санкциями не работают по очень простой причине: хлопоты по затратам на учебу и переезды ложатся на плечи молодежи или родителей. Поддержка государства мизерная или вовсе отсутствует.

Многие зарубежные эксперты рекомендуют Таджикистану не лелеять труднодостижимые планы на скорую индустриализацию, а сосредоточиться на сельскохозяйственной отрасли. За прошлый год объем производства в аграрном секторе составил, по данным Минсельхоза, 33,6 миллиарда сомони (около 3 миллиардов долларов).

Штиль или буря — куда укажет экономический барометр Таджикистана в 2021 году

Недостатки в этой сфере тоже есть, но их исправить можно. Достаточно диверсифицировать налоговую нагрузку на дехканские и фермерские хозяйства, ввести преференции в закупке ГСМ и минеральных удобрений, оказать государственную поддержку в закупке элитных семян и видов крупного рогатого скота, как аграрии «расправят крылья». А это станет значимым прогрессом в достижении продовольственной безопасности.

А что в других странах

О выходе из состава Советского Союза грезило руководство многих республик. Однако «развод по-советски» оказался болезненным и преподнес большие, а главное, неприятные сюрпризы.

Бывшие республики столкнулись с деиндустриализацией, затяжным экономическим кризисом, конфликтами на национальной почве, обострением демографических, экологических и социальных проблем. Тем не менее за годы независимости многим удалось добиться выдающихся результатов и перейти на индустриальный пути развития.

Чем запомнится 2020 год жителям Таджикистана

Самым обширным оказался список стран с индустриально-аграрной системой экономики. Например, сюда входит Казахстан. Последние 10 лет в стране активно реализуется программа индустриализации. В основном власти делают ставку на развитие несырьевых секторов экономики, чтобы не зависеть от настроений мировых рынков. Кроме того, власти твердят о диверсификации экономики и пытаются развивать обрабатывающую промышленность, чтобы именно она приносила в бюджет деньги, а не продажа нефти. В то же время республика входит в десятку крупнейших экспортеров зерна и муки. Ежегодно экспортируется от 7 до 9 миллионов тонн пшеницы, что составляет почти половину урожая.

На этом же пути развития находится Узбекистан. Еще в советские годы здесь начали развивать золотодобычу и металлургию. Переломным моментом считается период Великой Отечественной войны, когда в республику все с СССР свозили в эвакуацию. Сегодня в промышленном секторе ключевыми отраслями являются нефтегазовая, электротехническая, автомобилестроение, металлообрабатывающая и текстильная. В сельском хозяйстве сделан упор на выращивание хлопка, зерновых, плодоовощных, бахчевых культур и табака, а также развивается овцеводство и животноводство.

Бюджет Таджикистана на 2021 год

В советское время Беларусь была аграрно-индустриальной страной, однако за годы независимости республика сделала огромный шаг вперед и превратилась в индустриально-аграрную. Теперь доля сферы услуг и промышленности занимает весомое место в структуре ВВП, но

сельскохозяйственный сектор по-прежнему остается развитой и важной частью.

От советской системы в «наследство» Армения получила абсолютно нежизнеспособную экономику, оказавшись, пожалуй, в самой тяжелой ситуации из всех стран Закавказья. Из аграрно-индустриальной страны республика превратилась в маленькое государство, которое не могло похвастаться богатым ресурсами, выгодным геоположением и плодородными почвами. Сложностей добавил еще и конфликт в Нагорном Карабахе.

После заключения в 1994-м перемирия с Азербайджаном и получения средств от МВФ и Всемирного банка экономика Армении постепенно стабилизировалась. Сегодня в республике индустриально-аграрная система экономического развития. Приоритет отдается мелкотоварному сельскохозяйственному производству.

Литва перешла на индустриально-аграрные рельсы в 1991-м после распада СССР и обретения независимости. Сегодня основу экономики страны составляют традиционно сильные сектора: мебель и деревообработка, пищевые продукты и сельское хозяйство, химия и машиностроение, а также транспорт и строительство.

Кыргызстан также можно отнести к аграрно-индустриальному типу. При этом ряд экспертов сходится, что теперь экономику республики лучше характеризовать как аграрно-сырьевую. Логичным итогом подобного положения стало то, что сегодня страна полностью зависима от импорта как значительной части ресурсов из-за рубежа, так и потребительских товаров.

Удар исподтишка: как коронавирус столкнул Таджикистан в долговую яму

Похвастаться индустриальным развитием могут лишь две бывшие советские республики — Туркменистан и Латвия. А вот Украина в последние десятилетия осуществила регресс от индустриальной к аграрной стране. Она утратила способность к производству современных индустриальных товаров и попала в ловушку бедности.

Ни к одному типу экономической системы не принадлежит Молдова. После распада СССР она столкнулась с сильным экономическим спадом, от которого смогла оправиться только в 2000-м. Тогда она смогла вырваться вперед как аграрно-индустриальная страна, специализирующаяся на переработке сельхозсырья и производстве пищевых продуктов, выпуске сахарной и табачной продукции. Сейчас у Молдовы сервисная экономика. Сельское хозяйство составляет всего 7% в структуре ВВП, зато быстрыми темпами развивается IT-сфера.

tj.sputniknews.ru

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.