Удаленка, культура, Гагарин: как Послы русского языка обучают таджикских детей

ДУШАНБЕ. В Таджикистане заканчивается онлайн-экспедиция «Послы русского языка», в рамках которой школьники развивают свои навыки общения и могут совершить небольшое путешествие по миру, даже не покидая класса.

Десятки детей увлеченно смотрят на экран и в онлайн режиме задают вопросы молодым людям, чья задача – не только познакомить школьников с особенностями русской культуры, но и научить их основам педагогики, игротехники, дипломатии и международной коммуникации.

Именно так проходят занятия в рамках программы «Послы русского языка», организованной Государственным институтом имени А. С. Пушкина.

По словам куратора программы Светланы Ульяновой, за 5 лет в образовательно-просветительских мероприятиях приняли участие более 40000 школьников и студентов, из них более 4000 учащихся — из Кыргызстана и Таджикистана.

Сойти с Zoom’а: осилят ли студенты Таджикистана «дистанционку» в России

В этом году Таджикистане участниками занятий стали ученики школы для одаренных детей в Бободжон-Гафуровском районе Согда и студенты Худжандского государственного университета. Для школьников – это возможность отточить навыки владения русским, а для студентов – ценный обмен опытом с чуть более старшими товарищами из вузов РФ.

Для самих Послов такие педагогические эксперименты часто в новинку, равно как и реальное знакомство с иной культурой благодаря живому общению. Разумеется, пандемия COVID-19 изменила привычный формат занятий, но взаимодействие с аудиторией от этого не стало менее интересным и насыщенным, считает методистка программы, преподавательница Ольга Миронюк.

«Послы русского языка, как и всегда, проводят занятия со школьниками в занимательной игровой форме. Одна лишь разница – между ребятами тысячи километров. Что не помешало волонтерам знакомить таджикских учеников с культурой России все в той же увлекательной для детей форме викторин и квестов. Безусловно, для обеих сторон это новый интересный опыт, о чем говорят счастливые лица, улыбающиеся нам с экрана», — отмечает Миронюк.

Теперь еще больше: российские учителя вернулись в школы Таджикистана

Одна из участниц проекта, студентка Полина Алёхина признается, что ей казалось невозможным провести урок, когда связь с множеством детей идет всего лишь через один компьютер в классе. Но на третий день экспедиции, девушка поняла – это не проблема. Мешает акустика в зале? Можно отвечать хором или поставить микрофон. Не получится непосредственно проявить чувства? Вместо объятий есть картинки и реакции в zoom. Но настоящим и неподдельным остается главное – живые эмоции!

«Мы удивляем детишек: представляете, в Оймяконе зимой –50 градусов, а монумент «Родина-Мать» целых 85 метров в высоту. А ребята, конечно, удивляют нас. Я, например, не знала, что в Таджикистане успевают сажать картошку два раза за сезон», — делится впечатлениями Полина.

Специфика местных дехканских хозяйств – не единственное, чем дети сумели удивить молодых наставников. Так, Валерию Таброско из института Пушкина весьма впечатлила широкая эрудиция таджикских школьников. А конкретно, знание истории освоения космоса, географии, русской литературы и даже живописи.

«В первую очередь, программа вдохновляет всех, кто хоть как-то с ней связан, и самих послов, и организаторов, и иностранных учащихся. Большего всего меня поразило, когда учащийся 9 класса знал ответ на вопрос, сколько часов Юрий Гагарин провёл в космосе! – рассказывает волонтер — Или четвероклассники, которые не только много знают о ремеслах в Таджикистане, но и о русских промыслах. Помимо этого, они без запинки смогли назвать по имени каждого из трех богатырей на знаменитой картине».

Не делим на русских и таджиков: проблемы адаптации детей мигрантов в РФ

Для самих школьников это был очень ценный, а для многих – вообще самый первый, опыт международного взаимодействия. Причем поучаствовать в программе в стране захотело намного больше народу, чем это было запланировано изначально.

По словам учительницы Фариды Хасановой, уже три года преподающей русский язык в согдийском селе Хистеварз, педагогический состав школы для одаренных детей постарался охватить все классы с 3 по 11, чтобы дать возможность поучаствовать в программе как можно большему числу учеников. Присоединились даже соседние школы, тут дистанционный формат пошел всем на пользу.

Учителям очень сильно помогла местная администрация. Когда руководство района узнало об участии школы в программе, то несмотря на дороговизну и невысокое качество интернета в Таджикистане, постаралось сделать все, чтобы онлайн-занятия прошли без заминки.

В итоге, получились замечательные, очень интересные уроки — дети не только слушали, но вместе с делали задания, решали кроссворды.

«Самое интересное — мы думали, что все послы русского языка сидят в Москве, а они находились в разных городах. Когда начали знакомиться, выяснилось, что кто-то из Омска, кто-то из Томска, кто в Норвегии, кто в Венгрии сидит. Это очень важный навык общения, взаимодействия со сверстниками, возможность увидеть мир другими глазами» – пояснила Хасанова Sputnik Таджикистан.

Россия выделила 30 миллионов долларов на строительство школ в Таджикистане

Постоянный контакт с аудиторией — действительно важнейшая часть образовательного проекта, отмечают в институте Пушкина. Благодаря этому в программа интересна не только школьникам, но и их родителям, а так же педагогам. Секрет в том, что мы волонтеры и методисты проводят занятия в интерактивном формате и просят самих школьников и студентов рассказать принимающей стороны о своей культуре, о фольклоре, традициях, героях народного эпоса.

«У нас общая история, общая Великая Победа, мы вместе запустили первого человека в космос — об этом мы тоже говорим на своих занятиях, — отмечает Светлана Ульянова — С ребятами из СНГ мы всегда говорим о том, сколько у нас общего. И это по-настоящему сближает нас».

tj.sputniknews.ru

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.