Дети российских соотечественников в большинстве стран за пределами России с этого года уже не могут учиться по аккредитованным программам Министерства образования РФ.
Речь – о закрывающихся школьных дверях для тысяч русских школьников, связанных с исторической родиной самыми тесными этническими и культурными связями. Но поддерживать русский мир всё равно необходимо, и на российском МИД здесь лежит очень большая ответственность.
Сложившаяся ситуация- еще хуже, чем самоизоляция в связи с вирусной пандемией… Почти три десятка лет назад в период распада советской системы обязательного среднего образования, при дипломатических миссиях Российской федерации за рубежом открылись школы с очной, очно-заочной и заочной формой обучения и очень высокой планкой образования. Сейчас за пределами РФ проживает около 25 миллионов человек, для которых русский язык является родным – это в первую очередь русские, но также украинцы, белорусы, жители Казахстана, Армении, Узбекистана и других братских республик, входивших в состав Советского Союза. Только во Франции проживает до полумиллиона людей, являющихся де-факто российскими соотечественниками – от потомков массовой волны белоэмигрантов, бежавших после 1917 года из России, до современных людей, очарованных французском образом жизни.
Школа при посольстве России в Париже на бульваре Ланн 30-40 – одна из самых продвинутых школ в российском зарубежье. Эта школа расположена в XXVI-м округе рядом с Булонским лесом и является престижной. В прошлом году в ней училось 229 школьников с 1 по 11 классы: 170 – на очно-заочном отделении и 59 – на заочном. В этом учебном году с 1 сентября сто учеников отчислены согласно новым правилам, а оставшиеся, включая детей российских дипломатов, получили возможность бесплатного образования по аккредитованным российским программам Минобразования. В своем сообщении родителям касательно упразднения очно-заочной формы обучение и ограничения доступа к заочному образованию классные руководители этой школы упомянули три документа.
Статья 88 Федерального закона «Об образовании в РФ» с поправками от 18 марта 2020 года, сделала образование бесплатным, а циркуляр МИД департамента кадров МИД России №138326, в противовес, сократил ряды русских школьников «из-за забора», чьи родители не связаны с работой в дипломатических миссиях. Международный родительский комитет, образованный из ядра русских родителей в Париже, отмечают, что это – поражение в правах детей на получение образования на родном русском языке, что гарантирует федеральное законодательство. В конечном счете, как говорится, русские своих не бросают…
Директор школы на бульваре Ланн 30-40 Ирина Шапошникова отчислила 100 учеников в этом году – это было стрессом и для родителей, и для детей, с сдачей учебников, прощанием с друзьями, слезами и пониманием, что учиться на родном языке скорее всего уже не получится. В школе при посольстве России в Токио еще в 2019 году закрыли очно-заочное отделение и заочное, в школе в Берлине сокращено заочное обучение. Три года назад закрылась очно-заочная форма обучения в Лондоне, хотя в Бухаресте и Вене очно-заочная форма пока сохраняется. Есть и нетривиальные случаи. В Турции много русских школ, но они не включены в процесс ЕГЭ, следовательно, российские граждане там не могут получить полноценный аттестат об окончании средней школы.
В Латвии было очень много русских школ, но по соображениям национальной языковой политики в текущем учебном году почти все учебные предметы переведены на латышский язык. Подобная же практика готовилась еще при евромайдане в Киеве в 2013 году и с этого года вместо русского на уроках учителя размовляют на мове. Пожалуй, лучшая ситуация сохраняется в белорусских школах, там в государстве два официальных государственных языка и демократическая свобода выбора, корректируемого рыночными перспективами. А так, к сожалению, русские школы за пределами России вымирают словно мамонты.
Айтишник из Санкт-Петербурга Дмитрий Вальдман с женой и двумя детьми также живут в Париже. В этом году их сын-семиклассник Андрей, завершивший при посольской школе на бульваре Ланн 7 классов, не был принят в 8 класс, несмотря на свою хорошую успеваемость и спортивные достижения. Директор парижской школы Ирина Шапошникова не допустила до занятий. Впереди у парня теперь или частные репетиторы плюс дистанционное обучение, или все же небольшой, но шанс, на рациональность внешнеполитической образовательной политики России.
«Мы обращались с просьбой помочь сохранить образование к премьер-министру правительства России Михаилу Мишустину, в профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации, в МИД и в Россотрудничество, обращались к руководителю Всемирного координационного совета российских соотечественников Михаилу Дроздову, к председателю Государственной Думы Федерального собрания Вячеславу Володину. Некоторые родители связывают массовое закрытие очно-заочного школьного образования при дипмиссии России с назначением в 2017 году на пост посла во Франции бывшего заместителя главы МИД РФ Алексея Мешкова. Посольство сообщает, что циркуляр МИД установил исключительно очную форму обучения в заграншколах МИД по всему миру, но это противоречит Федеральному закону «Об образовании в РФ», который устанавливает три формы обучения: очную, заочную и очно-заочную, оставляя при этом выбор формы за родителями учеников», — говорит Дмитрий Вальдман.
Если честно, ситуация какая-то дикая и скорее всего, это связано с чудовищным бюрократизмом властей. Невозможно, чтобы российские международные аэропорты переименовывали в честь деятелей культуры и истории России, чтобы проводили дни русской поэзии и тотальные диктанты по русскому языку, одновременно отнимая школьное образование на родном языке у примерно 5 тысяч русских ребят в разных странах мира. Международный родительский комитет надеется, что здравый смысл победит бюрократию – в конечном счете, как бы это не звучало, речь идет о родине, а она в жизни каждого из нас базовое, очень ценное и важное явление.
Андриус Монголовас.