2020 год выдался богатым на выборные процессы на постсоветском пространстве: в марте был избран новый таджикский парламент, в августе прошли президентские выборы в Белоруссии, в начале октября в Киргизии состоятся выборы в VII созыв Жогорку Кенеша, а 11 октября (на месяц раньше положенного срока) в Таджикистане выберут нового президента. Эту дату для голосования определил 6 августа парламент республики на совместном заседании нижней и верхней палат.
Оппозиции не будет, возможно
Председатель оппозиционной Социал-демократической партии Таджикистана (СДПТ) Рахматилло Зойиров назвал дату выборов незаконной, по его мнению, это противоречит действующему избирательному законодательству. «Не допускается переизбрание президента ранее срока истечений полномочий хоть на пять лет, хоть на год, хоть на месяц ранее, если он не совершил преступление, не заболел или не ушел добровольно в отставку. Ничего этого нет, а потому нет и оснований назначать выборы раньше срока. Принятый обеими палатами парламента документ не имеет юридической силы», – заявил он на своей странице в Facebook.
А 21 августа глава социал-демократов сообщил, что местные ячейки СДПТ – против участия партии в президентских выборах, они опасаются гражданской войны. К такому выводу Р. Зойиров пришел по итогам двухнедельной рабочей поездки по городам и районам страны.
«Районные и городские ячейки СДПТ обеспокоены тем, что, если будет выдвинута кандидатура Рустама Эмомали, старшего сына действующего президента, в стране начнется гражданская война. Две областные и 15 городских и районных ячеек СДПТ однозначно высказались против участия СДПТ в выборах президента РТ. Восемь организаций потребовали признать выборы незаконными и антинародными и бойкотировать их», – заявил Р. Зойиров, добавив, что партийцы определятся, идти на выборы или нет, до конца августа.
Ни парламент, ни Конституционный суд, ни администрация президента не отреагировали на заявление лидера СДПТ. А это значит, что выборам однозначно быть. Перенос их даты на месяц вперед эксперты связывают с экономическим и энергетическим кризисом на фоне пандемии COVID-19, который к ноябрю может только усугубиться. Официальная же версия властей была озвучена вице-спикером нижней палаты парламента страны. По словам Махмадали Ватанзода, перенос выборов связан с тем, что «октябрь – относительно теплый месяц, а поздней осенью и зимой доступ к горным районам будет затруднен из-за холодов и проливных дождей. Кроме того, в республике может ухудшиться эпидемиологическая ситуация с коронавирусом, власти не исключают введение ограничительных мер».
Младший или старший?
Президентские выборы 2020 пройдут после конституционных реформ, реализованных еще в 2016 году. Согласно поправкам, внесенным в Основной закон Таджикистана, нынешний глава республики получил право выдвигать свою кандидатуру на пост президента без каких-либо ограничений. Изменения также коснулись сокращения возрастного ценза для кандидатов в президенты до 30 лет. Ранее мог баллотироваться гражданин, достигший 35 лет. Аналитики назвали эту поправку лазейкой для выдвижения на пост президента сына Эмомали Рахмона Рустама Эмомали.
Именно это и поражает главную интригу предстоящих выборов – кто выставит свою кандидатуру: Эмомали Рахмон, который бессменно руководит страной с 1992 года (на посту президента с ноября 1994 года), или его сын – 32-летний Рустам Эмомали, который является мэром Душанбе и председателем верхней палаты таджикского парламента.
Других явных претендентов просто нет. Как таковая оппозиция действующей власти в стране отсутствует. «Внутри страны нет серьезной политической силы, которая могла бы бросить вызов властям. Все существующие политические партии в стране строго следуют линии правительства», – рассказал таджикский журналист Иршод Сулаймони.
Разговоры о том, что Эмомали Рахмон готовит своего сына к роли преемника идут давно. В ноябре 2013 года Рустам Эмомали получил звание генерал-майора, с того момента он занимал несколько руководящих постов: главы Таможенной службы, Антикоррупционного агентства, Комитета по инвестициям и госимуществу, был председателем Союза молодежи Таджикистана. Также попробовал себя в качестве депутата Заксобрания Душанбе.
Имидж – «из народа, для народа»
Однако, по мнению большинства политологов, наиболее вероятным сценарием будет все же выдвижение Э. Рахмона на очередной семилетний срок. К передаче власти он не готов, как и Рахмон-младший. При этом Лидер нации (как официально именуют в стране нынешнего главу государства) уже обеспечил своему сыну положение второго человека в стране, который в случае чего может занять его место.
Эксперт по Центральной и Юго-Восточной Азии Александр Князев рассматривает этот этап как подготовку к среднесрочной перспективе. «К полноценному транзиту в настоящее время вряд ли стремится пока и сам Эмомали Рахмон. К быстрому транзиту не до конца готова и местная политическая элита. Почти 30-летний срок нахождения Эмомали Рахмона у власти уже порождает внутренние латентные противоречия даже в том кругу элиты, которая все эти десятилетия была допущена к участию во власти», – отмечает аналитик.
О развитии такого сценария свидетельствует активность нынешнего руководителя РТ, которую связывают с предвыборной кампанией. В последнее время Э. Рахмон регулярно ездит в регионы, где открывает новые объекты, ходит по полям фермерских хозяйств и помогает вручную собирать урожай.
К примеру, 22 августа глава государства открыл в городе Хороге в Горно-Бадахшанской области новое здание областного музыкально-комедийного театра, посетил корпус новой школы, швейное предприятие, а также заглянул на сельскохозяйственную выставку.
Появился в программе президента и новый пункт: Рахмон ходит в гости к местным жителям, а видео визитов активно выкладываются в соцсетях.
Политолог Азиз Накибзод уверен, что «президент использует все возможности для повышения своего рейтинга у населения, а такие визиты в гости создают главе государства имидж народного руководителя. Все это часть предвыборной гонки, которая официально еще не началась». «Метод, выбранный политтехнологами главы государства, направлен на то, чтобы вернуть те позиции, которые были потеряны с началом пандемии коронавируса», – считает А. Накибзод.
Эксперты предрекают Эмомали Рахмону безоговорочную победу в предстоящей президентской гонке. Он пользуется поддержкой народа, считается, что ему удалось остановить кровопролитную гражданскую войну и установить тесные отношения с Россией. Э. Рахмон устраивает не только таджикские элиты, но и, что важно, соседей по региону. Внешняя политика Таджикистана – умеренная, ориентирована на содействие региональной безопасности и обеспечение собственного суверенитета. Так что неудивительно членство РТ в ОДКБ и ШОС.
Даже при постепенной передаче власти молодому преемнику политический курс страны вряд ли изменится в ближайшем будущем, гарантируя стабильные отношения стратегического партнерства с Россией, углубление экономических связей в рамках Шанхайской организации сотрудничества, а также возможное вступление в ЕАЭС.