В своей статье под названием «Эмомали Рахмон и Франклин Рузвельт: Много общего», опубликованной в правительственной «Народной газете», С. Сиддик в качестве основных аргументов сопоставляет начало 30-х годов в США, когда Ф. Рузвельт впервые стал хозяином Белого дома, и начало 90-х в Таджикистане, когда Э. Рахмон был избран главой государства. Эти периоды были и остаются самыми тяжелыми и судьбоносными в истории двух стран.
Автор указывает на обращение Эмомали Рахмона к народу Таджикистана от 5 января 2010 года и обращение Франклина Рузвельта к американскому народу от 4 марта 1933 года. «Оба президента обратились к своим гражданам в самое трудное и ответственное время – в Таджикистане в первые годы независимости началась гражданская война, которая всколыхнула все сферы народного хозяйства, остро ощущается дефицит электроэнергии, повлекший за собой спад промышленного и сельскохозяйственного производства, рост безработицы и т.д. А в США в 30-е годы бушевал глубочайший экономический кризис, известный в истории как Великая депрессия, в результате которой многие национальные банки Америки потерпели полный крах», — отмечает С. Сиддик.
Автор статьи пишет, что Рузвельт первым делом взялся за спасение и оздоровление банковской системы, а Эмомали Рахмон – первым делом взялся за достройку крупнейшей в Центральной Азии Рогунской ГЭС.
Оба президента, по его мнению, призывают своих сограждан внести материальный вклад в реализацию этих судьбоносных для их стран и наций проектов. «Американцы начали сдавать в банки свои золотые сбережения, даже свои последние золотые монеты и украшения взамен ценных бумаг. А граждане Таджикистана купили акции Рогунской ГЭС», — подчеркивает Сиддик.
Он отмечает, что банковская и другие реформы Рузвельта уже к 1945 году позволили вывести США из Великой депрессии.
Автор статьи утверждает, что меры, принятые Э. Рахмоном за годы своего правления по обеспечению энергетической независимости Таджикистана, уже дают свои плоды и недалек тот день, когда наша страна полностью будет обеспечена своей электроэнергией и станет одним из развитых государств в регионе.
На вопрос «АП» о том, насколько оправдано применение чрезвычайных мер 30-х годов, пусть даже американских, в нынешних условиях, когда на дворе стоит 21-й век, С. Сиддиков ответил, что «это оправдано полностью». «Почему бы нет? Говорят, все лучшее — хорошо забытое старое. При Рузвельте его призыв о сдаче золота государству вначале многие назвали несправедливостью, аферой, ограблением века. Но потом одумались, сплотились вокруг главы государства, поскольку в нем нашли единственную надежду и, в результате, Америка вновь стала великой державой», — убежден Сиддиков.
По его мнению, подобное мероприятие (имеется в виду реализация акций Рогунской ГЭС) было проведено в начале 21-го века и в России – люди приобрели акции РАО ЕЭС. «И вот свежий пример: президент Египта Абдель Фаттех ас-Сиси, придя к власти в 2013 году после свержения Мухаммада Мурси, главы террористической организации «Братья мусульмане», начал проводить светскую и созидательную политику. Он инициировал строительство второй, параллельной линии Суэцкого канала, приносящего ежегодно в бюджет страны 5 млрд. долларов США. Стоимость проекта новой линии оценивается в 4 млрд. долларов. Его финансирование полностью взяло на себя правительство. Однако президент страны, объем годового бюджета которой составляет около 50 млрд. долларов, призвал своих граждан внести свой посильный материальный вклад. И вы знаете, выпущенные египетскими банками инвестиционные сертификаты позволили собрать за какие-то месяцы около 9 млрд. долларов! Это «кровные» деньги народа. Так что ради блага отечества и самого народа всё можно», — сказал он.
«АП»: — В последнее время многие ученые, литераторы, политики уже сравнивали главу Таджикистана с Джорджем Вашингтоном, Ататюрком, Авраамом Линкольном, Махатма Ганди и другими. А первый зампредседателя НДПТ Саймурод Фаттохзода предложил назвать Эмомали Рахмона «отцом нации». Не означает ли это своеобразную агитацию и пропаганду накануне парламентских выборов за НДПТ, председателем которой является президент Таджикистана Эмомали Рахмон?
С. Сиддик: — Нет, не означает. Потому что, думаю, НДПТ и ее председатель не нуждаются в особой агитации. Я хотел написать что-нибудь о схожих чертах жизни и деятельности Эмомали Рахмона и Франклина Рузвельта еще четыре года назад, когда впервые прочитал «Беседы у камина», но времени как-то не находилось. Недавно эта книга снова попалась мне в руки, и я решил, как говорится, наверстать упущенное.
Что касается предложения Саймурода Фаттохзода, то я его тоже поддерживаю, поскольку не вижу в этом ничего предосудительного. Мустафа Кемал Ататюрк тоже при жизни получил титул «отца всех турков». Примечательно, что Махатму Ганди впервые назвал «отцом всех индийцев» тоже его первый заместитель по партии, г-н Крипалани. Джорджа Вашингтона тоже так назвали. То есть, этот почётный титул придуман не сегодня и не нами. И если в наше время кто-то у нас и заслужил такого всенародного признания и любви, то это, безусловно, наш президент. Азия-Плюс