В мире сотни языков. Однако лишь десятки их можно рассматривать как языки не просто народностей или наций, а как языки цивилизаций, определяющие ментальность и цивилизационную принадлежность их носителей.
Древний санскрит, латынь, современный русский, китайский, английский, испанский – языки цивилизаций.
На сегодняшний день русский язык используют 270 миллионов человек. Это наиболее популярный язык в Европе. Но зона его влияния распространяется не только на Европу. В ООН и ЮНЕСКО это один из рабочих языков. Русский держит второе место в рейтинге языков интернета, уступая только английскому.
Для 154 миллионов людей, живущих во всём мире, звуки русского языка являются родными, и ещё сотни тысяч, а то и миллионы тех, кто его осознанно изучает.
Почему изучают русский язык? Что привлекает в нём иностранцев?
«Русский язык никогда не был языком бизнеса, а сейчас стал, – говорит президент Института русского языка имени A. C. Пушкина, создатель первого в истории СССР учебника по русскому языку, десятилетиями остававшегося единственным пособием для иностранцев, академик Виталий Костомаров. – Не очень был языком туризма, а сейчас стал. Мотивация изменилась, и я к этому отношусь как педагог».
Университет Флориды обнародовал на своем сайте любопытную статью «10 причин учить русский язык». Публикация призвана заинтересовать американских абитуриентов и привлечь их на кафедру славянских языков. Опубликованная статья примечательна именно тем, что взгляд со стороны – это всегда ценная и интересная информация. Конечно, американцы на многое смотрят по-другому. Это же касается и представленных ими преимуществ, которые даются американским студентам, изучающим русский язык.
Авторы статьи, перечисляя причины, которые могут привлечь американских студентов к русскому, не только называют его востребованность для федеральных агентств США (язык потенциального противника всегда изучают тщательно), но и отмечают то, что Россия – региональная держава, возвращающая себе статус мировой. Россия организует союзы с бывшими советскими республиками – Евразийский и ОДКБ со стратегией по охвату экономической сферы и сферы безопасности. Также экономика России привлекает американских специалистов – нефть, алмазы, золото, медь, уран…
Русские учёные и их разработки интересуют американцев не менее. Согласно недавнему исследованию, наибольшее количество научных публикаций издаётся на английском языке, на втором месте идёт русский. Это относится к химии, физике, геологии, математике и биологии, информационным технологиям. Изучающие русский язык строят удачные карьеры, утверждают авторы статьи. Студенты, изучавшие русский язык, имеют возможность работать в крупных международных организациях.
Но, помимо прикладных аспектов изучения языка, интерес к русскому не ослабевает ещё и потому, что Россия – страна иной цивилизационной парадигмы, отличающейся как от цивилизации условного Запада, тех самых «латинян», так и от цивилизации Востока.
Россия является загадкой, тем самым «орешком», который тысячелетиями пытаются расколоть, причём неоднократно и с применением грубой силы как с Запада, так и с Востока. Но каждый раз «эта странная страна» давала отпор и возрождалась из пепла.
Что делает русскую цивилизацию такой?
Язык, как утверждают учёные, не просто влияет на менталитет, родной язык формирует структуры мозга, его нейронные связи, глубинные, остающиеся навсегда. Соответственно, язык полноценно участвует и в выстраивании социальных связей, иерархий, способов взаимодействия людей в социуме, влияя на их разнообразие, определяя особенности, отличия от устроения подобных же связей и особенностей социумов, говорящих на других языках.
Именно люди, говорящие на русском языке, выстроили социум, породивший государство, которое является одним из цивилизационных столпов мира уже на протяжении второго тысячелетия.
Причём русский для остального мира – это человек, говорящий на русском языке, происходящий с территории Российской империи и СССР. Ни цвет его кожи, ни разрез глаз, ни языки, которыми человек также владеет и даже считает родными, не слишком влияют на восприятие этого человека иностранцами. Казах или армянин, не говоря уже о белорусе или украинце для среднего американца или француза – русские.
На мой взгляд, сегодня Россия и все, кто причисляет себя к русским, в очередной раз подошли к точке бифуркации, которая определит не только их будущее, но и будущее всего мира.
Только за один XX век русские трижды меняли мировую историю. А это только подтверждает цивилизационную важность русского народа.
Однако специалисты отмечают и противоположные тенденции: в то время как процент изучающих русский язык в мире растёт, в постсоветском пространстве он уменьшается.
Центр социологических исследований ФГАНУ «Социоцентр» в 2019 году сообщил, что за постсоветский период в мире почти вдвое сократилось количество изучающих русский язык иностранцев. Основное сокращение произошло за счёт бывших стран соцлагеря и бывших республик Советского Союза. И чем дальше постсоветское пространство уходило от 1991 года, тем сильнее убыстрялся этот процесс. В 2004 году «Независимая газета» сообщала, что «президент Украины Леонид Кучма, пришедший к власти благодаря обещаниям предоставить русскому статус второго государственного языка, теперь говорит, что даже официальный его статус в стране невозможен и не нужен. А молдавский лидер Владимир Воронин, ранее исповедовавший коммунистические идеи единения бывших республик, теперь, комментируя языковую проблему, говорит, что вначале народу нужно найти, «что положить под язык», а потом уж и о языке задумываться». Будто изучение русского языка не способствовало, а мешало экономическому развитию.
Курс на выдавливание русского языка из государственного документооборота, сферы общения, образования ведётся в бывших республиках СССР с разной скоростью, но ведётся неуклонно.
Сегодня русскоязычные оказались в ситуации, не происходившей с ними, пожалуй, никогда до тех исходов и катастроф, которые произошли в XX веке – миллионы русских находятся вне России. Очень часто не по своей воле. Это серьёзнейший вызов, усугубляемый тем, что миллионы русских оказались заложниками на Украине – стране, ранее являвшейся частью России, одной из самых древних её частей. На сегодняшний день украинская (и не только) языковая политика направлена на геноцид, прежде всего языковой геноцид. И главным объектом этого геноцида стал русский язык.
Почему именно русский? Какие его свойства столь пугают тех, кто затеял этот геноцид, и их кукловодов на коллективном Западе?
Пугает их то, что люди, говорящие на русском, регулярно приходят с миротворческой миссией в самое сердце Европы и тогда там появляются «бистро» и становится популярной русская кухня. Пугает их наша непредсказуемость, умение наплевать на выгоды и принимать решение, ориентируясь на совершенно непонятный этический конструкт «совесть», отсутствующий в лексике иных языков. Россия, ставшая одним из мощнейших центров притяжения и формирования собственной социокультурной парадигмы, не нужна коллективному Западу и рассматривается им как опасный противник.
Не только сами русские, но и русский язык, подобно воде, вбирает в себя, растворяет, ассимилирует огромное количество слов иных языков, создаёт огромное поле притяжения, переработки их смыслов и понятий. Но, подобно воде, остаётся самим собой. Подобно же дереву, он привольно разрастался уже тысячелетия, и как бы ни пытались искусственно привить на срезанные его ветви южных и западных диалектов иностранные корни, ни украинский, ни белорусский вне мощной корневой системы великорусского языка не выживут.
Самостоятельно, в отрыве от русского, они не представляют никакого долгосрочного интереса для западной цивилизации – прагматичной и механистичной в своей основе. Получающаяся в результате механического слияния русскоязычных корней и западных слов и смыслов мова оказывается не нужной никому для реальной жизни, выполняя чисто политическую, декоративную функцию для своих носителей, и эти ветки постепенно отмирают, о чём свидетельствует статистика. Цифры, приведенные статистикой запросов поисковой системы Google, говорят сами за себя: 86% запросов на территории Украины – на русском языке, ещё 10% – на украинском, 4% – на английском. Причём в 2012 году цифры были практически идентичны, то есть даже почти десяток лет насильственной украинизации не дал её организаторам желаемого результата.