Недавно в Ереване состоялось заседание Евразийского межправительственного совета с участием премьер-министров Армении – Никола Пашиняна, Беларуси – Сергея Румаса, Казахстана – Аскара Мамина, Кыргызстана – Мухаммедкалыя Абылгазиева, России – Дмитрия Медведева, а также председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тиграна Саркисяна.
Основными темами обсуждения стали вопросы реализации цифровой повестки ЕАЭС, устранения препятствий на внутреннем рынке Союза, промышленной кооперации, торговли, таможенного сотрудничества и экономики.
В повестке заседания значилось 13 вопросов, восемь наиболее важных из которых должны были обсудить в узком составе (без присутствия прессы). Однако во время заседания ЕПМС в расширенном составе стало ясно, что в узком кругу обсудили всё.
Первым взял слово премьер-министр Армении, для которого это был своеобразный дебют на заседании ЕМПС. В своем выступлении Н. Пашинян представил позитивные тенденции для экономики Армении после ее вступления в ЕАЭС. В частности, он отметил, что приоритеты деятельности правительства Армении всецело созвучны концепции, заложенной в основу создания ЕАЭС. «Посему участие в Союзе рассматриваем как один из инструментов достижения целей и задач нашего правительства и как один из факторов обеспечения экономического роста», – сказал Пашинян. Он также сообщил об устойчивом росте товарооборота его страны с другими членами ЕАЭС. Удельный вес стран Союза в экспорте Армении за 2018 год достиг 28,5%, экспорт вырос на 20%, а товарооборот – более чем на 11%.
Премьер-министр Армении также коснулся главных интеграционных направлений для ЕАЭС. Ключевой целью он назвал создание общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов и поэтапное формирование единого электроэнергетического рынка. Также необходимо активизировать усилия, нацеленные на скорейшее решение чувствительного вопроса – ценообразования на недискриминационной основе относительно энергоресурсов и их транзита через территории государств-участников Союза, в том числе с учетом транзитных компонентов.
Учитывая ряд проблем, существующих между Ереваном и Минском в рамках ОДКБ, определённой неожиданностью прозвучал тёплый отзыв о Н. Пашиняне белорусского премьера С. Румаса. По его оценке, встреча в узком составе была позитивной. С. Румас поблагодарил армянского коллегу за прием, подчеркнув, что ряд проблемных и спорных вопросов был снят именно благодаря Пашиняну.
Также глава белорусского правительства выступил за повышение продуктивности работы по устранению барьеров, изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС. «Нужно разобраться с причинами роста препятствий в торговле, особенно барьеров, считающихся нарушением права Союза. В чем они – в несовершенстве нашего договора или в правовом нигилизме отдельных государств-членов?» – вопросил С. Румас, намекая на «молочную войну» с Россией.
Глава правительства Казахстана А. Мамин, который, как и его армянский коллега, также «дебютировал» на ЕМПС, призвал «не сбавлять темпов» на пути устранения барьеров. Он акцентировал внимание на необходимости совершенствования регулирования вопросов маркировки товаров, внедрения системы прослеживаемости транзитных перевозок, усиления таможенного администрирования, развития цифровой торговли.
В свою очередь, Дмитрий Медведев отметил, что страны-члены ЕАЭС могут похвастаться определенными итогами деятельности. Так, их совокупный ВВП в 2018 году в целом увеличился на 2,5% – чуть выше программного показателя в 2%. Кроме того, товарооборот стран ЕАЭС с третьими странами вырос на 19%, объемы взаимной торговли между странами-участниками – более чем на 9%, промышленное производство выросло примерно на 3%.
Д. Медведев также рассказал журналистам об итогах обсуждения механизма распределения импортных пошлин между странами ЕАЭС с 1 января 2020 г. Этот вопрос актуализировала белорусская делегация. Глава российского правительства, подчеркнув конструктивность обсуждения, отметил: «Если говорить о расщеплении таможенных пошлин, то решение пока следующее. Нет окончательной версии того, как это делать, потому что мы слышим аргументы наших белорусских партнёров. Вместе с тем, если мы не договоримся до определённого времени, всё возвращается к прежней модели». Он также сообщил, что Кыргызстан вообще заморозил участие в этом процессе. Поэтому стороны договорились интенсивно поработать в ближайшие две-три недели, а решение должно быть найдено путём консультаций между правительствами. Вице-премьеры получили соответствующие распоряжения.
Касаясь решения по вето, связанному с российским обращением в ЕЭК по молоку, Д. Медведев сообщил о договоренности стремиться уходить от секторальных санкций, блокировок и решений, которые были бы связаны с какой-либо отраслью в целом. Но при этом стороны договорились, что по белорусским предприятиям, которые пока не могут продавать свою продукцию на российском рынке, будет введено временное ограничение. По каждому случаю предстоит отдельное разбирательство, и таким образом в этом чувствительном вопросе Москва и Минск уходят от секторальных решений, которые замещаются решениями на уровне компаний. Как представляется, это скорее тактическое, временное решение, позволяющее тем не менее снять остроту вопроса.
Интересно, что помимо ситуации с молоком участники ЕМПС коснулись еще одного назревающего конфликта – уже между Россией и Казахстаном. Всё-таки удалось решить вызывавший разногласия «сахарный» вопрос, и с 1 января следующего года сахар заносится в список товаров, которые не должны попадать в свободные экономические зоны.
Также на заседании Совета ЕЭК удалось достичь договоренности по пенсионному обеспечению трудящихся в ЕАЭС: был одобрен проект соответствующего соглашения. Пока пенсионные права граждан, работающих в других государствах ЕАЭС, не реализуются в полной мере, и в итоге трудящиеся теряют часть своей пенсии. В случае если соглашение будет ратифицировано и заработает не только на бумаге, оно позволит решить проблему. Предполагается, что по возращении на родину граждане будут получать пенсию от той страны ЕАЭС, в которой они работали. Теоретически после вступления соглашения в силу каждое государство будет осуществлять перевод (экспорт) части пенсии за периоды работы на своей территории в рамках взаимодействия государственных органов сторон.
Синхронно с заседанием ЕМПС, состоявшемся в Ереване, в столице Чехии Праге прошлаежегодная конференция «Внешнеэкономические связи Европейского союза со странами ЕАЭС». По её итогам директор департамента развития интеграции ЕЭК Сергей Шухно заявил о быстром росте в последнее время интереса «крупных европейских предпринимателей к нашему евразийскому проекту, возможности полноформатного сотрудничества с ЕАЭС… При этом уровень контактов с ЕС существенно уступает по интенсивности взаимодействию с партнерами из других регионов. Уровень и масштабы сотрудничества ЕАЭС и ЕС, как представляется, не соответствуют его реальному потенциалу с учетом объемов компетенций, переданных государствами-членами Комиссии, и постоянного роста интереса к ЕАЭС со стороны представителей крупного европейского бизнеса». Всё, конечно, так, если забыть про санкционную политику «коллективного Запада», к которой по факту присоединяются и некоторые российские предприятия, следующие указаниям своих западных хозяев.
По словам председателя Коллегии ЕЭК Т. Саркисяна, ЕАЭС стремится к тому, чтобы стать полноправным участником международной торговли. Объединение открыто к сотрудничеству с иностранными партнерами. Уже действует зона свободной торговли с Вьетнамом, в прошлом году подписано соглашение с Ираном и Китаем, ведутся переговоры с Сингапуром, Индией, Египтом, Сербией и Израилем. Статус наблюдателя при Союзе получила Молдова. Но, как видим, ни одной страны Европейского союза здесь нет.
Не остались без внимания в Ереване и актуальные вопросы двусторонней российско-армянской экономической «повестки дня». Глава российского правительства приехал в столицу Армении загодя, 29 апреля, и провёл встречу «без галстуков» со своим армянским коллегой у него дома, обсудив ряд важных вопросов, представляющих взаимный интерес.
Можно предполагать, что среди них – новые тарифы на газ, транспортное сообщение двух стран и возможности свободной экономической зоны в Мегри. Как известно, на осень намечен визит в Ереван Владимира Путина, который следует подготовить со всей тщательностью. «Сейчас в наших отношениях очень важный период, и я уверен, что нам удастся наши отношения поднять на новый уровень. Не то чтобы вопреки пессимистам, нужно просто пессимистов превратить в оптимистов», – отметил Н. Пашинян.
Вечер того же дня главы правительств двух стран провели около двух часов с явной пользой для себя в неформальной обстановке в ереванском «Club 12». Сообщается, что высокопоставленные посетители заказали десерт, полакомились пахлавой и даже потанцевали под кавер-версию одной из популярных поп-песен, что с интересом принялись обсуждать пользователи социальных сетей.
Возвращаясь к заседанию, отметим, что, несмотря на его в целом позитивные итоги, глава Коллегии ЕЭК Т. Саркисян ясно дал понять, что проблемы, препятствующие формированию единых рынков, остаются пока нерешенными. Для того чтобы все правительства взяли под контроль проблемные вопросы, постаравшись снять описанные в утвержденной ЕЭК «Белой книге» 65 препятствий, необходима политическая воля руководителей стран-членов. Тем более что соответствующая «дорожная карта» по их преодолению уже разработана.
Возможно, по этому пути хотя бы частично удастся продвинуться уже к следующему заседанию Межправительственного совета, которое пройдет 9 августа в Кыргызстане в городе Чолпон-Ата.