США и ЕС активизируют усилия по информационно-психологической борьбе с российским влиянием в азиатских странах СНГ, используя для этого программы по противодействию экстремизму.
Главная цель данных проектов – ментально-психологический отрыв стран региона от России, который в итоге должен привести к подрыву ее позиций в Центральной Азии. А учитывая, что основной упор в западных программах сделан на молодежь, через время Москва может столкнуться с весьма нежелательной для себя ситуацией: к власти в регионе придут люди, воспитанные на западных «демократических» ценностях и совсем не стремящиеся развивать отношения с Россией.
Поле битвы – умы людей
В марте 2019 г. издаваемый Центральным командованием вооруженных сил США (ЦЕНТКОМ) интернет-ресурс «Каравансарай» с удовлетворением сообщил об отказе Казахстана от размещения на своих новых денежных банкнотах надписей на русском языке. Текстовая информация на тенге теперь будет исключительно на казахском языке, что, по мнению издания, отражает движение государств Центральной Азии к большей независимости от России. Второстепенная новость, не идущая ни в какое сравнение с переводом казахского языка на латиницу, отражает важное значение, которое США придают борьбе с информационным влиянием России в регионе.
Проблемой информационного влияния России в ее ближнем зарубежье США и ЕС озаботились вскоре после начала украинского кризиса, когда стало очевидным, что значительная часть населения республик бывшего СССР находится в сфере информационного воздействия российских СМИ.
Для противодействия им в странах СНГ были запущены специальные программы, направленные на «перевоспитание» населения и медийных элит в нужном Западу русле. Реализуют эти программы НПО, которые хорошо «зарекомендовали» себя на фронтах информационной войны.
Проверенный инструмент
В декабре прошлого года в Казахстане и Таджикистане была презентована новая пятилетняя программа MediaCAMP, которая будет реализовываться известной журналистской НПО «Интерньюс» в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Бюджет программы, которая будет реализована с 1 октября 2018 г. по 30 сентября 2023 г., составляет $15 млн. Официальная цель – «развитие сбалансированной информационной среды» и вовлечение граждан в жизнь общества. Фактически речь идет о развитии гражданского общества в западном его понимании.
Организации, которые эту программу продвигают, откровенно настораживают. В России деятельность «Интерньюс» была прекращена еще в 2007 г. по политическим мотивам, хотя в большинстве стран Центральной Азии она продолжает успешно действовать до сих пор.
USAID, которое напрямую финансируется властями США, работало в России до 2012 г., после чего также было запрещено из-за настойчивых попыток влиять на внутриполитические процессы. Штаты в настоящее время одержимы борьбой с «российской дезинформацией» как внутри своей собственной страны, так и за рубежом. Для этого и предназначен проект MediaCAMP, призванный помочь журналистам в создании «сбалансированных» и «беспристрастных» материалов по политическим и общественным темам. Под «беспристрастностью» здесь как раз и имеется в виду борьба с раздражающей США «российской дезинформацией».
Брюссель в фарватере Вашингтона
Аналогичную программу по борьбе с «российской дезинформацией» реализует в Центральной Азии и Брюссель. В апреле 2018 г. «Интерньюс-Кыргызстан» сообщил о старте проекта «Содействие стабильности и миру в Центральной Азии посредством повышения медиаграмотности, эффективного освещения и регионального сотрудничества», который финансируется Евросоюзом. Проект, рассчитанный на 18 месяцев, направлен на усиление роли СМИ в передаче «конфликточувствительной информации», предотвращение радикализации населения и повышение его медиаграмотности. Из этого можно заключить, что главная цель Евросоюза – противодействие пропаганде радикальных исламских группировок.
Однако финансируемый USAID через казахстанское отделение «Интерньюс» интернет-ресурс New Reporter среди целей европейского проекта отмечает в том числе и создание платформы для проверки фактов, отслеживания слухов и ложной информации.
А под этим в Вашингтоне и Брюсселе понимают отнюдь не пропаганду ИГИЛ (организация запрещена в России – прим. «ЕЭ»), а именно «российскую дезинформацию». На скрытое информационное противодействие России и направлен проект ЕС, действующего в тесной связке с США. Примечательно, что главным объектом программы являются медийные, политические и культурные элиты – журналисты, госслужащие и преподаватели вузов – которые могут влиять на широкие аудитории, а потому представляют особый интерес.
Грузия как информационный полигон
Воздействие российских СМИ на взгляды и предпочтения населения республик бывшего СССР американцами тщательно отслеживается. Об этом говорит недавно проведенное в Грузии Кавказским исследовательским ресурсным центром (CRRC-Грузия) исследование «Борьба с антизападной пропагандой», которое было профинансировано USAID. Результаты исследования обобщены в статье заместителя директора по исследованиям CRRC-Грузия Дастина Гилбрета, опубликованной финансируемым Джорджем Соросом ресурсом Eurasianet. Причем подготовлена эта статья в рамках проекта «Барометр российской пропаганды», который финансируется другой структурой Сороса – Институтом управления Восток – Запад (EWMI).
Как показало исследование, 55% населения Грузии придерживаются прозападных взглядов, 36% – неоднозначных и 9% – пророссийских или нейтральных.
Такое соотношение, учитывая крайне непростую историю российско-грузинских отношений после распада СССР, «пятидневную войну» 2008 г. и признание независимости Абхазии и Южной Осетии, удивления не вызывает. Странно, что прозападных позиций сегодня придерживается лишь половина населения страны. Но при этом отмечается, что пророссийские симпатии растут по мере увеличения возраста, а также больше распространены среди этнических меньшинств. Кроме того, симпатии к России характерны для тех, кто обеспокоен сложностями в экономике.
Борьба с Россией
По итогам исследования Гилбрет предлагает два способа борьбы с информационным влиянием России: блокировать нежелательные источники информации или вырабатывать у аудитории нужную точку зрения на те или иные события. Оба этих метода уже применяются в Центральной Азии.
Несмотря на то, что первый метод Гилбрет считает пагубным для демократических обществ, в январе Facebook, как сообщает «Каравансарай», удалил более 500 созданных в России страниц, групп и аккаунтов, занимавшихся, по его мнению, дезинформацией жителей Центральной Азии.
А «правильные» взгляды должны сформировать запущенные США и ЕС через «Интерньюс» и другие прозападные НПО и медийные программы.
Помимо тех социальных групп, которые способны воздействовать на общественное мнение, акцент в уже запущенных и будущих PR-программах будет явно сделан на работу с молодежью. Ее обработка в нужном русле по мере смены поколений способна привести к власти людей, воспитанных в духе западных «демократических» ценностей, и обеспечить впоследствии необходимые для США и ЕС изменения во внешней и внутренней политике азиатских стран СНГ. Окупятся эти инвестиции не сразу, но в будущем могут принести «инвесторам» неплохие политические дивиденды.
Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук