В МИД Киргизии не теряют надежду на успешное урегулирование проблемных вопросов на киргизско-таджикской границе. По крайней мере, с необходимостью активизации работ по ее делимитации согласились председатель Согдийской области Раджаббой Ахмадзода и посол Киргизской Республики в Таджикистане Жаныш Рустенбеков.
Политики встретились в Худжанде, чтобы обсудить состояние сотрудничества в различных сферах двух соседних областей – Согдийской и Баткенской, которое могло бы развиваться еще лучше, если бы не проблемы на общей границе, испещренной спорными участками, на которых то и дело вспыхивают инциденты. В связи с этим переговорщики отметили особую важность совместных мер по недопущению конфликтов в приграничье.
В словах и делах согласия нет?
Сообщение о проведенной в Худжанде встрече распространил МИД Киргизии. В нем говорится, что на киргизско-таджикской границе из 976 км «делимитированы и демаркированы лишь 504 км. Остальные участки считаются спорными, из-за чего периодически возникают конфликты».
Представители правительств двух стран еще в ноябре 2015 года обсуждали проект документа о границе, а в январе 2016-го киргизское правительство даже одобрило проект договора о киргизско-таджикской государственной границе, подтверждавший факт делимитации… 520 км.
Тогда же заместитель председателя Госкомитета по земельному управлению и геодезии РТ Азизмамад Каримов в интервью радио «Озоди» сообщил: «519,9-километровый участок границы, который приведен в проекте договора, пролегает от точки соприкосновения границ трех государств – Таджикистана, Кыргызстана и Китая до района Горной Матчи. На протяженности всего этого участка есть две несогласованные точки: одна – метеостанция «Алтынмазор» и другая точка расположена в местечке Карамык».
Хотя указанные километры границы проходят в основном по горным хребтам, но и здесь есть проблемы. А. Каримов заявил, что информация о достижении договоренности по 519 км границы, распространенная киргизской стороной, согласована только на уровне рабочих групп, но «мы (Таджикистан. – И.Л.) пока не готовы к утверждению данного проекта».
В ноябре 2017 года Алмазбек Атамбаев, подводя итоги своей деятельности на посту президента КР, отметил, что «Кыргызстан описал половину протяженности границы с Таджикистаном и был готов подписать этот документ». «У нас было всего одно условие – чтобы оставшаяся половина тоже потом оформлялась по этим же законам, по этим же принципам, – рассказал он. – И здесь почему-то уважаемого Эмомали Шарифовича Рахмона убедили, что половину мы подпишем по этим законам, а другую половину по другим… Рядом (с Э. Рахмоном. – И.Л.) есть люди, которые очень давно работают и совсем в других временах живут. Это, считай, что у костюма один рукав из одного материала, а другой – из другого. Это несерьезно. Там начали вылезать 26-й, 25-й год. Я посоветовал, вы зайдите тогда в 24-й год, когда вообще Таджикистана не было. Нельзя так. Жалко, что такие советники всегда находятся. Президенты тоже люди, вот он и поверил им. Жалко, конечно».
В 2015 году киргизская и таджикская стороны были близки к обмену 16 гектарами земель, о чем была достигнута устная договоренность. На этом фоне президенты двух стран заявляли, что в ближайшие два года будет согласована большая часть границы.
Отсутствие общего документа о делимитации согласованных километров общей границы Киргизии и Таджикистана свидетельствует, что проблемы в пограничной сфере двух стран куда более серьезные, чем представляется на первый взгляд. Естественно, в таком случае речь о демаркации вообще идти не может. Если в верхах согласья нет, то что говорить о низах, которые продолжают жить и трудиться в районах 70 спорных участков киргизско-таджикского приграничья.
Как хоронят дружбу
Кстати, на встрече в Худжанде политики «констатировали традиционные узы дружбы, связывающие народы Таджикистана и Кыргызстана», которые, судя по всему, должны способствовать разрешению спорных вопросов. Периодически случающиеся в приграничье инциденты рисуют несколько иную картину.
В 2014 году на границе было зафиксировано 30 инцидентов. В 2015 году в 10 инцидентах погибли три таджикских гражданина, 20 человек с обеих сторон получили ранения. В 2018 году произошло 7 инцидентов, что на три случая меньше, чем в 2017 году.
В июне 2018 года спор, связанный с возникновением стихийного рынка, сопровождался стрельбой пограничников. В сентябре поводом для разборок послужила прокладка водопровода. В начале нынешнего года навес для лопат, построенный на кладбище, стал поводом для очередного выяснения отношений между сельчанами киргизско-таджикского приграничья. Так случилось, что свой покой умершие из села Кара-Бак Баткенского района Баткенской области Киргизии находят на спорном участке границы, где расположено то самое кладбище. О навесе узнали соседи с таджикской стороны и потребовали снести его, обосновав это тем, что на спорной территории строить что-либо запрещено.
23 января на Кара-Бакском кладбище в споре сошлись около 100 граждан Киргизии и примерно 50 граждан Таджикистана. Примечательно, что такое же спорное кладбище имеется и у жителей таджикского анклава Ворух, расположенного на территории Баткенской области.
Житель Кара-Бака Залкар Ташов отметил, что таджики тоже построили на границе ряд объектов, возведение которых кажется незаконным его односельчанам. По словам Ташова, если навес на кладбище снесут, то киргизы потребуют сноса и этих построек. Это приведет к эскалации конфликта.
В СМИ сообщалось, что для решения спора была создана специальная комиссия, в состав которой вошли представители Баткенского района Киргизии и Исфаринского района Согдийской области Таджикистана, а на посещение спорной территории введен запрет.
В феврале 2018 года, в ходе официального визита президента Киргизии Сооронбая Жээнбекова в Таджикистан, тема делимитации и демаркации госграницы была главенствующей. Лидеры двух стран «путем конструктивного диалога пришли к мнению, что продолжат решение данного вопроса уже на юридических основаниях». Было заявлено, что в ближайшее время начнет работу киргизско-таджикская межправительственная комиссия по делимитации и демаркации государственной границы, прерванная в 2015 году.
В июле прошлого года предложение об ускорении процесса определения границы между государствами сделали министры иностранных дел двух стран. О намерениях активизировать переговоры по делимитации госграницы между странами в октябре заявили премьер-министры Мухаммедкалый Абылгазиев и Кохир Расулзода.
В такой обстановке намерений и обещаний высших руководителей главе Баткенского района Кенешбеку Салихову, попытавшемуся разрешить вопрос о кладбищенском навесе, оставалось только пристыдить враждующие стороны, справедливо заметив, что кладбища не должны становиться предметом раздора. Как, впрочем, и люди не могут превращаться в заложников обещаний политиков.
Что делать?
Суждений о том, как разрешить ситуацию в киргизско-таджикском приграничье, существует множество.
Киргизский экономист Кубат Рахимов, высказываясь по наболевшей проблеме порталу DW, недавно отметил, что один из способов снятия напряженности на спорных участках границы – укрепление позиций Киргизии в ЕАЭС. По его мнению, пограничные споры – лишь одна из причин частых конфликтов в регионе. Основным же фактором нестабильности эксперт назвал высокий уровень бедности жителей Ферганской долины на фоне роста численности населения и дефицита природных ресурсов. «Общий рынок позволит погасить страсти в регионе. Более того, в общем рыночном пространстве без погранзастав и таможенных пунктов будет легче провести делимитацию», – размышлял эксперт.
Другим возможным сценарием могло бы стать создание на спорных территориях совместной свободной экономической зоны. В этом случае появилась бы возможность развивать производство и переработку сельхозпродукции, а также за счет налоговых льгот получать инвестиции. «Соответственно, пограничный режим упрощается, вырабатываются общие правила таможенного регулирования», – пояснил К. Рахимов.
Таджикский экономист Бехруз Химо родом из Воруха – самого крупного таджикистанского анклава на территории Киргизии. Сегодня в нем проживают около 40 тысяч человек. В Ворухе сливаются два притока реки Исфара, которые орошают весь Исфаринский район Таджикистана с населением более 150 тысяч жителей. Поселок от таджикистанской территории отделяет лишь киргизское село Ак-Сай. Именно в этой приграничной зоне часто случаются различные инциденты. «Причем они возникают не на национальной почве, а по причине двух юрисдикций, которые пересекаются так, что жители просто не могут решить бытовые проблемы», – пояснил Б. Химо, предложив Таджикистану и Киргизии для разрешения ситуации пойти на равноценные взаимные уступки.
«Киргизское общество очень активно, и власти в Бишкеке будут бояться идти на компромиссы. Поэтому Душанбе должен предложить достойную компенсацию в виде хороших земель в обмен на объединение Воруха с остальной таджикской территорией», – резюмировал эксперт.
Три года назад в Центральной Азии стартовал новый проект ООН, нацеленный на снятие напряженности в приграничной зоне Киргизии и Таджикистана. Программа «Трансграничное сотрудничество для достижения устойчивого мира и развития» была рассчитана на полтора года. Общий бюджет проекта составил более 5 млн. долларов США. Средства выделяло правительство Швейцарии и Фонд миростроительства ООН.
В рамки проекта попали 6 населенных пунктов в Согдийской области Таджикистана и такое же количество сел в Баткенской области Киргизии. Все они расположены вдоль линии общей границы. Первый блок инициативы предполагал укрепление доверия местных жителей к властям, в частности к силовикам, второй был нацелен на развитие технологий мирного разрешения чувствительных хозяйственных споров. Намечалось создать в приграничном регионе современную инфраструктуру, которая позволила бы эффективно использовать природные ресурсы в интересах населения, проживающего по обе стороны границы. Третья часть программы делала акцент на работу с молодежью.
Авторы рассчитывали, что их программа положительно скажется на завершении работы по делимитации и демаркации таджикско-киргизской границы, но результат выполнения уникальной программы из-за нарушения комплексного подхода к проблеме пока не проявился.
Тем временем ЕАЭС продолжает предпринимать шаги по укреплению киргизских рубежей. В январе 2019 года Государственная пограничная служба республики получила первую партию военной техники из России в соответствии с межправительственным соглашением об оказании технического содействия в рамках присоединения Киргизии к Евразийскому экономическому союзу.
Прибытие техники совпало с открытием на киргизско-таджикской границе новых комплексов пограничных застав «Ортобоз» и «Достук», а также комплексного здания для отряда специального назначения «Бору» киргизской погранслужбы. Строительство объектов и их оснащение осуществлялось Россией в рамках упомянутого соглашения.
По сути, предлагаемые меры со стороны ЕАЭС служат напоминанием, в первую очередь Киргизии, о необходимости предпринять более решительные меры по развязыванию тугого узла пограничных проблем с южным соседом. Одним из способов для этого могло бы стать объединение усилий всех заинтересованных сторон – государств, международных организаций, экспертного сообщества – для действий по единому замыслу. Предлагается также забыть амбиции и проявить государственную волю. www.ritmeurasia.org