Решение Д. Трампа о сокращении военного контингента в Афганистане стало достаточно неожиданным. Ведь буквально год назад президент США действовал прямо противоположным образом, увеличив число оккупантов на 4000 человек.
С одной стороны, снижение американского военного присутствия в Центральной Азии можно только приветствовать. С другой – если Вашингтон где-то появляется, он никогда добровольно не уходит. И уменьшение количества «штыков» в ИРА вовсе не будет означать окончание попыток США подорвать стабильность в регионе и создать сложности своим геополитическим противникам.
Побольше террористов, хороших и разных
Оккупация Афганистана, которая длится более 17 лет, ожидаемо не привела к победе контингента НАТО над терроризмом в этой стране. Удивляться этому не приходится, т.к. международный терроризм еще с 60-70-х гг. прошлого века стал инструментом Вашингтона по увеличению своего влияния. Не стал исключением и Афганистан, где первые группировки талибов создавались под эгидой ЦРУ для противодействия СССР.
Теракты 11 сентября 2001 г. были использованы Вашингтоном для вторжения в Афганистан под лозунгами борьбы с терроризмом. Несмотря на присутствие 100-тысячного оккупационного контингента, терроризм не только не исчез, но вырос в разы, как и обеспечивающая его финансирование наркоторговля. На данный момент 53 района из 400 полностью контролируются «Талибаном» (по версии руководства боевиков, 61 район), власти контролируют 143 административных единицы, еще около 200 районов относятся к «оспариваемым» по американской классификации, то есть в них одновременно присутствуют и власть, и оппозиция.
При этом следует понимать, что марионеточное кабульское правительство в «спорных» районах может контролировать только административный центр, а глубинка полностью находится под управлением талибов. Кроме того, «Талибан» постоянно увеличивает число подконтрольных регионов. Если в феврале 2018 г. правительство управляло 57% территории страны и 61% населения, то к августу еще 20% территории и 15% населения перешли под контроль талибов.
Можно было бы сказать, что американцы проигрывают войну. На самом деле они и не задавались целью установить мир в Афганистане. После разгрома ДАИШ в Сирии и Ираке Вашингтон перебрасывает исламистских боевиков в Афганистан. Как еще весной прошлого года отметил министр обороны РФ С. Шойгу, американцы «стремятся на любых условиях закрепиться в стране в целях наращивания своего влияния на государства Центрально-Азиатского региона. При этом проводимая Вашингтоном политика фактически способствует активизации террористической деятельности на севере Афганистана».
Забрасываемые в северные регионы ИРА группировки ДАИШ снабжаются оружием и боеприпасами с помощью вертолетов без опознавательных знаков. Ни для кого не секрет, что эти вертолеты принадлежат США и их союзникам по НАТО. Как заявил, например, депутат парламента от восточной провинции Нангархар Хаджи Захир Кадир, «я и мои друзья неоднократно становились свидетелями перебросок иностранных наемников ДАИШ на вертолетах без опознавательных знаков, которые из уезда Ачин провинции Нангархар перебрасывали в северный регион страны. Также мы видели, что вертолеты время от времени перевозят большие ящики то ли с оружием, то ли с провизией, а также новые мотоциклы для иностранных наемников ДАИШ».
В свою очередь, местные жители сообщают, что нередко встречают на подконтрольных ИГИЛ территориях одетых в гражданскую одежду европейского вида иностранцев, говорящих по-английски. При этом террористы не только не проявляют к ним агрессии, но даже выполняют их команды, поручения и выступают в качестве охраны.
Цель – южные рубежи СНГ
Основное внимание ДАИШ и их вашингтонских заказчиков сосредоточено на границах ранее входивших в состав СССР государств Центральной Азии. По оценке МИД РФ, количество боевиков ДАИШ на севере Афганистана по состоянию на февраль 2018 г. составляло 7-10 тыс. человек. Согласно заявлению внешнеполитического ведомства, те же «неопознанные» вертолеты доставляют исламистским боевикам на север Афганистана оружие и боеприпасы. Еще крепче позиции группировки в восточной части Афганистана. Несмотря на заявления «Талибана» об успехах в борьбе с конкурентами, 4 января боевики «Исламского государства» атаковали позиции «Талибана» в провинции Кунар. Сторонниками «халифата» были отбиты у талибов и взяты под контроль ИГИЛ села Джиджиль, Бибииль и Яхаджина.
Исламские боевики регулярно штурмуют границу с Туркменистаном, убивая военных. Ситуацию осложняет то, что Ашхабад отказывается вступать в ОДКБ и пускать на свою территорию антитеррористические подразделения ОДКБ и ШОС. Между тем, растекшись по пустыне, террористы могут в считаные часы оказаться на границе Казахстана. На границе с Таджикистаном проходят обучение боевики группировки «Ансаруллах», состоящей из уроженцев Таджикистана, находят приют и готовятся к атакам члены Исламского движения Узбекистана, присягнувшего на верность ДАИШ.
Хотя таджикско-афганская граница охраняется силами ОДКБ, от провокаций не гарантирован никто. 4-5 ноября прошлого года в ГБАО группа вооруженных людей напала на патрульный автомобиль, которым управлял командир ОМОН МВД Таджикистана генерал-майор Хуршед Мухаммадзода. В тот же день перед администрацией района состоялся митинг, на котором замечены представители западных НПО. Вину за перестрелку возлагают на таджикского оппозиционера бывшего командира таджикского ОМОНа Г. Халимова. Ныне он находится в Афганистане и избран главой игиловского вилаята Хорасан, в который в соответствии с имеющимися планами должны войти Афганистан, Пакистан, восточная часть Ирана, вся Центральная Азия, включая Казахстан, и Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая.
По мнению киргизского политолога М. Сариева, «появление Халимова в приграничной с Таджикистаном зоне может говорить о том, что Запад перешел к плану Б по дестабилизации Центральной Азии… ГБАО тут является наиболее слабым звеном. Оттуда открывается путь в Баткенскую область Кыргызстана и дальше в Фергану и Андижан, где много оппортунистически настроенных людей еще со времен андижанских событий».
Переговорное мошенничество
Декларируя стремление к мирному урегулированию в Афганистане, США путем манипуляций, поддержки терроризма и переговорного мошенничества еще более погружают страну в пучину гражданского конфликта.
В 2017 г. был создан «Московский формат» консультаций по Афганистану на основе шестистороннего механизма консультаций спецпредставителей России, Афганистана, Китая, Пакистана, Ирана и Индии. 9 ноября 2018 г. удалось добиться участия в переговорах в Москве представителей «Талибана». Представители же официального Кабула, как и представители США, от участия в диалоге отказались. Более того, заседание должно было состояться еще 4 сентября, но было отложено по просьбе Кабула.
Как прокомментировал МИД РФ, «с сожалением узнали из заявления Госдепартамента США о том, что американцы отказываются от участия в заседании Московского формата 4 сентября с.г., на которое кроме них приглашены представители Афганистана, Китая, Пакистана, Ирана, Индии и пяти государств Центральной Азии. Впрочем, особого удивления такой шаг и не вызывает… Решение американской стороны в очередной раз высвечивает фальшивость миролюбивой риторики Вашингтона в отношении Афганистана, многострадальный народ которого в результате политики США в этой стране за последние 17 лет претерпел и продолжает испытывать неисчислимые беды и нести огромные потери».
Но, узнав о планируемых в Москве переговорах, Вашингтон в августе 2018 г. «вдруг» решился на прямые переговоры с талибами, которых «мочил» 17 лет. Примечательно, что на состоявшиеся 17-18 декабря в Абу-Даби переговоры по требованию «Талибана» не пустили представителей официального правительства. Ради того чтобы составить конкуренцию РФ, американцы готовы даже предать установленную ими же марионеточную власть, которая без поддержки американских штыков не сможет выиграть запланированные на 2019 год выборы.
Более того, за спиной компрадорского кабульского режима американская The RAND Corporation подготовила мирное соглашение с «Талибаном», которое включает в себя прекращение огня, полный отказ талибов от связей с террористическими организациями и полное поэтапное прекращение нынешней военной миссии США и НАТО «Решительная поддержка» в течение 18-месячного переходного периода, то есть вывод иностранных войск из Афганистана.
Вспышка такой резкой «любви» к вчерашним противникам объясняется крайне просто. Вашингтон вовсе не делает ставку на «Талибан», а лишь пытается стравить одних террористов с другими и вывести войну в Афганистане на новый уровень. По сообщениюпакистанской военной разведки, «из наших источников в штабе союзных войск НАТО поступила информация об официальном отказе Пентагона от сотрудничества с афганским правительством в пользу группировок ДАИШ». То есть вместо беззубого кабульского правительства, которое все эти годы, несмотря на американские вливания, так и не может справиться с талибами, Вашингтон делает ставку на непримиримый ДАИШ.
Одновременно американцы всячески дискредитируют усилия Москвы по обеспечению мира в Афганистане. Как говорится в недавнем заявлении МИД РФ, «в последнее время поступает информация о подготовке спецслужбами США серии «вбросов» в СМИ Афганистана и ряда западных стран, нацеленных на дискредитацию политики России на афганском направлении. В частности, планируется обвинить нашу страну в содействии ИГИЛ… При этом обращаем внимание на продолжающие поступать свидетельства если не прямых, то косвенных связей американцев с игиловцами. Речь идет о недавнем заявлении Движения талибов о целенаправленном рейде американского спецназа по захвату одной из талибских тюрем в афганской провинции Бадгис, в которой содержались боевики ИГИЛ, захваченные в плен на севере Афганистана в августе 2018 года. Все эти лица были увезены спецназовцами в неизвестном направлении. По некоторым данным, среди них могли быть граждане России и государств Центральной Азии. Такой интерес к игиловцам наводит на мысль, не пытались ли США, предприняв такую акцию, не допустить утечки информации, которую упомянутые боевики ИГИЛ могли сообщить относительно своих реальных спонсоров».
Хаос управляемый и неуправляемый
Недавно президент США Д. Трамп удивил своим заявлением: «Причина, по которой Россия была в Афганистане, в том, что террористы направлялись в Россию. Они были правы, будучи там… Почему Россия не там?» Повоевать в Афганистане американский президент также предложил Индии и Пакистану. Как ответил на эту «заманчивую» инициативу замминистра иностранных дел РФ С. Рябков, «это [ввод войск РФ в Афганистан] совершенно исключено. Мы не видим никаких оснований, чтобы рассматривать такой шаг».
Стремление главы Белого дома навесить на союзников преодоление последствий развязанных США войн известно давно. Партнеры по НАТО, включая даже бессловесную Болгарию, отказались от сомнительной чести попасть в афганский котел после вывода войск США. Теперь официальному Вашингтону понадобилось втравить в конфликт соседей Афганистана.
США устраивает любой вариант. Если государства ШОС и ОДКБ начнут долговременную военную кампанию в Афганистане, они повторят судьбу американского вторжения, усилив для себя террористическую угрозу и теряя ресурсы. Если же нет, Вашингтон, уходя, оставит им разрушенную страну без легитимного правительства, охваченную войной «Талибана» и ДАИШ.
При этом США, уходя, не уходят. Уменьшенный военный контингент и базы остаются. Кроме того, руководитель частной военной компании Blackwater Эрик Принс предложил Д. Трампу «заменить военнослужащих США в Афганистане специалистами из ЧВК», которым предлагается также дать разрешение на добычу в этой стране минеральных ресурсов. Если учесть, что в 2017 г. было принято решение засекретить данные о численности американских войск и военных действиях, никто и не узнает о том, сколько на самом деле американских военных и наемников находится в Афганистане.
Как отметил член оборонного комитета Совета Федерации Ф. Клинцевич, «США будут использовать Афганистан как плацдарм для начала вмешательства во внутренние дела центральноазиатских республик, цель этой кампании – продолжить давление на Россию». Попытки активизировать подрывную деятельность США в Центральной Азии подтверждает и американское агентство STRATFOR, которое сообщает, что «Вашингтон будет стремиться содействовать улучшению экономических связей во всей Центральной Азии в таких странах, как Казахстан и особенно Узбекистан» и «активизируют свои инициативы по борьбе с терроризмом и контрабандой наркотиков, особенно в странах, граничащих с Афганистаном». По мнению STRATFOR, это будет создавать «потенциал для роста напряженности в ходе соперничества между Москвой и Пекином, с одной стороны, и Вашингтоном – с другой».
Несмотря на подрывную деятельность США, они не могут помешать тому, что в регионе Центральной и Восточной Азии активно формируется прообраз системы коллективной безопасности, которую создают Россия, Китай, страны Центральной Азии, Индия, Пакистан, Иран и Турция.