Новая законодательная инициатива не только сделает тысячи мигрантов нелегалами, но и лишит бюджет российских регионов дополнительных поступлений
Министерство труда России предлагает ввести дополнительные ограничения для мигрантов, которые усложнят и так непростое правовое положение иностранных рабочих.
В частности, ведомство предлагая создавать в регионах специальные списки профессий, где будут указаны специальности, необходимые для этого региона. И если мигрант не обладает нужной, получить патент в регионе ему будет нельзя.
Еще одно условие — цена патента, которая уже не будет фиксированной, а станет зависеть от дефицитности той или иной специальности.
Сейчас документ размещен для общественного обсуждения на Федеральном портале нормативных правовых актов.
Бюрократия толкает в тень
По мнению экспертов, законопроект, в основе которого лежат, как всегда, некие благие намерения, не слишком поможет работодателям и больно ударит по мигрантам.
«Это документ, совершенно оторванный от жизни. Формально, там все правильно — нужны дефицитные профессии, а специалист не должны составлять конкуренцию друг другу на рынке труда. Однако законопроект никак не связан с реальной ситуацией в стране», — полагает экс-заместитель главы ФМС, президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин.
По его словам, реальная ситуация такова: патент сейчас стоит дорого, получить его достаточно сложно, для этого необходимо сдать язык, историю, пройти медицинское освидетельствование.
И вот человек на последние деньги свободно въезжает в страну на заработки, но здесь выясняется, что патент получить он вообще никак не может. В итоге он начинает трудиться нелегально.
Поставнин отмечает, что за последние несколько лет, несмотря на неубывающий поток мигрантов в страну, только в Москве количество выданных патентов снизилось в два раза.
«У нас сейчас по патентам работают, если не ошибаюсь, порядка 2 миллионов человек, а остальные — остаются в тени, их сейчас в стране огромное количество. И вот таким бюрократическим подходом мы сами плодим нелегалов», — пояснил эксперт Sputnik Таджикистан.
В итоге сама по себе патентная система будет скомпрометирована.
В Петербурге нелегалы «легализовали» 750 соотечественников
Дополнительные риски
По мнению президента Федерации мигрантов России Вадима Коженова, список нужных профессий — это скорее бумажная волокита, а не реальная препятствие для найма.
Ведь если предлагаемые Минтрудом поправки в закон о найме иностранной рабочей силы примут в существующем виде, их при необходимости можно будет легко обойти. Достаточно указать в графе необходимых профессий «разнорабочий» и набрать, пользуясь расплывчатостью формулировки, сколько угодно человек.
Куда большей проблемой может стать предлагаемый в документе лимит на выдачу патентов, то есть фактически это некоторое квотирование, чреватое коррупционными моментами в этой сфере.
«Инициатива, по мне, странная. Регионы должны сами определять, нужны ли им мигранты или нет. А для этого уже существует система патентов. И на данном этапе менять законодательство не нужно, подобные инициативы нужно рассматривать весьма критически», — считает Вадим Коженов.
Как считают эксперты, одна из причин такого законопроекта — защитить отечественный рынок труда, сохранив рабочие места для российских граждан. Видимо, в Минтруда опасаются большой безработицы в будущем, отмечает Вячеслав Поставнин.
Таджики и узбеки рассказали властям Москвы о реальных проблемах мигрантов
Однако, несмотря на такие ограничения для найма иностранной рабочей силы, появляющиеся регулярно, и рабочих мест в силу существенного демографического провала — в России до сих пор безработицы не наблюдается. По крайней мере, в тех сферах, где обычно трудятся мигранты.
Кроме того, ограничения на патенты не только создают риск появления большого числа нелегалов, но и снижают поступление денег в бюджет региона. А это довольно большая сумма.
Ранее мэр Москвы Сергей Собянин подсчитал, что столица получила от оплаты мигрантами трудовых патентов в 2017 году 14 миллиардов рублей. А ранее по его же заявлению — патентная система приносит бюджету города больше денег, чем нефтяные компании. ru.sputnik-tj.com