Красивые слова о мире в Афганистане не отменяют того факта, что США — главной военной силе в регионе, этот мир не очень-то и нужен.
На днях в Ташкенте прошла международная конференция высокого уровня по Афганистану.
Завершилась она принятием декларации, где традиционно говорилось об обеспечении мира и безопасности в регионе, укреплении сотрудничества во всех сферах, дальнейшем расширении отношений добрососедства. Заявление разумное, а что в сухом остатке?
Кроме того, что тон на конференции задавали страны Центральной Азии (мероприятие было организовано по инициативе Узбекистана), по большому счету никакого прорыва, как и ожидалось, не произошло.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в очередной раз улучшил свою репутацию, глава Афганистана еще раз поблагодарил мировое сообщество за внимание к проблемам страны; талибов опять заочно осудили и пообещали принудить к миру.
Лично меня больше заинтересовали не итоги конференции, а то, что происходило незадолго до нее. Глава Исламской партии Афганистана (ИПА) Гульбеддин Хекматиар предложил создать зоны безопасности для проживания лидеров вооруженных оппозиционных групп и членов их семей. Там они не будут преследоваться и подвергаться атакам с воздуха.
«Мы их делим на две группы: те, кто принужден воевать и хотят мира, хотят, чтобы были созданы условия для их присоединения к процессу мира. Большинство тех, кто сегодня воюет против правительства, — из их числа. Но есть среди противников правительства и те, для кого война является их обязанностью, они зависимы. Они и люди, что за ними стоят, видят свои интересы в продолжении войны. Посмотрим, каков будет ответ талибов на это предложение. Пока не известно. Но мы хотим, чтобы трезвые лица в стане вооруженной оппозиции оценили важность этой темы, обратили внимание на то, что это им на пользу, выгодно стране, исламу, нашей нации. Если хотят, чтобы кризис в Афганистане был разрешен, самый успешный путь таков», — отметил он.
По словам Хекматиара, это один из пунктов разработанного его партией плана по реализации мирных переговоров с талибами, и он стал предметом обсуждения между правительством Афганистана, руководством США и Саудовской Аравии. Лидер ИПА добавил, что данный вопрос лежит в отдельной папке на столе президента США в Овальном кабинете.
Любопытно, что Хекматиар сослался на главу Белого дома в качестве весомого аргумента своего предложения, хотя ранее высказывался о нем несколько в ином тоне.
«Я не верю, что Трамп будет верен своим словам, потому что в ходе предвыборной кампании он говорил абсолютно другое. Он говорил: я не знаю, что делают наши войска в Афганистане. Он не верил в легитимность войны. Но после того, как попал в Белый дом, он поменял позицию», — заявлял лидер ИПА.
А вот заявление замгоссекретаря США Томаса Шеннона, произнесенные им на пресловутой Ташкентской конференции: «Если «Талибан» не обратит внимание на призыв к миру и продолжит сотрудничество с террористами, то он не оставит нам никакого выбора, кроме как продолжать бороться с ним».
И каковы же результаты этой «борьбы»? Обратимся за их оценкой к афганскому «эксперту», тому же Хекматиару.
«Стратегия США в Афганистане провалилась. США не достигли ни одной из поставленных перед собой задач. Объявили, что покончат с производством и контрабандой наркотиков, но производство наркотиков ежегодно растет почти на 80%. Говорили, что создадут сильное центральное правительство — не смогли. Правительство слабо, недееспособно, не в состоянии управлять страной, с наличием сильных внутренних противоречий. Каких целей достигли американцы, после стольких убитых и раненых, потратив миллиарды долларов?!» — заявил он.
Теперь лидер ИПА предлагает поделить талибов на хороших и плохих, чтобы договариваться с первыми и уничтожать вторых. Но что на самом деле представляет из себя сегодня движение «Талибан», созданное при прямом участии Пакистана и ряда ближневосточных государств, прежде всего Катара и Саудовской Аравии, и дистанционном контроле США и европейских стран?
«Сегодня талибы в Афганистане — это множество разрозненных групп, не имеющих единого командования. Они действуют по большей части на своей территории, объединяются для выполнения локальных задач при появлении «заказа» и финансирования извне. Несколько центров управления, ориентированных на различные внешние силы, существуют в Пакистане, Иране и ближневосточных государствах», — уверен эксперт по Афганистану Илхом Нарзиев.
И вот теперь Хекматиар пытается убедить мировое сообщество, что с этой коалицией «разночинцев», каждый из которых имеет международного спонсора, можно договориться, талибы, мол, откроют представительство в Кабуле, сядут за стол переговоров и начнется мирный процесс. Как по мне, он, мягко говоря, лукавит.
И неудивительно, раз Белый дом вовсе не заинтересован в прекращении войны в Афганистане.
США выгодно поддерживать тлеющий конфликт, ведь это веский повод для содержания в регионе своих вооруженных сил и военных баз. Уйдя оттуда, Вашингтон потерпит сокрушительный внешнеполитический крах (одной Сирии было более чем достаточно). Этого они позволить себе не могут.
А что же союзники Вашингтона по НАТО? Как всегда, идут в фарватере США.
«Германия продолжит оказывать помощь силам безопасности Афганистана в подготовке кадров, услугами советников, а также при проведении войсковых операций против антиправительственных вооруженных групп в 2018 году», — заявила на днях министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен.
Эту фразу она произнесла в городе Мазари-Шариф на северо-западе Афганистана, на военной базе «Мармал». Глава военного ведомства Германии прибыла туда в сопровождении семи членов Комитета обороны Бундестага для встречи с командующим 209-м корпусом Национальной армии Афганистана (АНА) «Шохин» Аманулла Мубином.
«Делегация ФРГ обсудила с властями провинции Балх новый мандат Миссии НАТО «Решительная поддержка» в Афганистане, а также запланированное увеличение войск Бундесвера в ИРА с 980 до 1300 человек, программу принуждения к миру непримиримой вооруженной оппозиции и поддержку мирного процесса», — сообщило представительство Германии в НАТО на страничке в Twitter.
Затейливое построение заключительной фразы может свести с ума даже самого неприхотливого филолога: три слова с корнем «мир» с абсолютно противоположным контекстом. Но кого это волнует, главное — красиво сказано. По этому поводу есть очень хорошая русская пословица: «Наше дело — прокукарекать, а там хоть не рассветай».
Материал был подготовлен при содействии эксперта Илхома Нарзиева. ru.sputnik-tj.com