В Таджикистане нет традиций гражданского общества, и мы еще долго будем находиться в этом зачаточном состоянии. Я имею ввиду гражданское общество! Потому что я тоже один из вас, и мне понятно, что для восьмимиллионного населения Таджикистана четыре с половиной тысячи «душанбинцев два» (имеется ввиду «Я — ДУШАНБИНЕЦ 2» — одна из групп в фэйсбуке ) недостаточно, чтобы считать себя гражданским обществом.
Почему я об этом пишу? Потому мы затеяли еще в далеком 2007 году реформу милиции Таджикистана, когда я вернулся в «органы» и понял, что дальше «так жить нельзя». Два года ушло на согласование организационных вопросов и проведение независимой международной оценки потребностей МВД в реформировании.
Затем два года ушло на подготовку и подписание Меморандума о взаимопонимании между ОБСЕ и Правительством Республики Таджикистан по вопросам реформирования милиции. Еще два года соответственно ушло на Стратегию реформы милиции и на Программу реформы милиции и Плана на ее реализацию. В июле будет восемь лет этому процессу!
И вот сейчас, когда мы приступили к практической реализации Программы реформы милиции, когда мы добились того, что члены Общественных Советов будут активно участвовать в «формировании политики реформирования органов внутренних дел», когда от активных членов гражданского общества будет зависеть, как дальше будет развиваться милиция, как будут выстроены взаимоотношения между блюстителями правопорядка и простыми гражданами, я убеждаюсь в правоте наших «консерваторов», которые тысячу раз говорили мне «Успокойся! Никому не нужна эта реформа. Наши граждане не готовы к этому, они боятся этой свободы и такой ответственности».
И сейчас я наблюдаю практическое подтверждение этому! Руководство МВД пошло навстречу гражданам и приняло концепцию «комьюнити полисинг» — активное взаимодействие милиции с населением. Утверждено Положение об Общественных Советах, которые будут созданы первоначально в Душанбе, областных центрах, Кулябе и в Раште.
Министерство внутренних дел и мы – национальная команда по реформе милиции, дали объявления о наборе в Общественные Советы, прошло почти полтора месяца и в результате – ни одного заявления!
Ни одного!!!!
Я пока не «умываю руки», потому что всегда считал, что «если не я, то кто». Но очень тяжело, когда ты один. Пусть это образно, рядом со мной очень много моих коллег, которые искренне верят в реформу и надеются на реализацию Программы реформы милиции. Но пока общество будет инертно, пока простые граждане не поймут, что именно от их гражданской позиции зависит их будущее, говорить о гражданском обществе в Таджикистане рановато.
У вас, мои сотоварищи, еще есть срок до 15 января, чтобы сдать документы в МВД, или на наш сайт, чтобы стать членом Общественного Совета содействия гражданского общества реформе милиции.
И у всех нас есть срок до 1 марта, чтобы дать свои замечания и предложения по проекту Закона «О полиции».
Практически каждый день я читаю разгневанные посты «душанбинцев» про милицию, но когда дело доходит до конкретных предложений и замечаний, никто не хочет «связываться». Вспомните про милицейский рейд около Садбарга…
Что же, это Ваше право – так жить, но под лежащий камень тока черви заползают. И если Вы желаете, чтобы Ваша милиция охраняла Вас так, как этого хотите Вы, то нужно проявить гражданскую зрелость и мужество, и активно участвовать в этом процессе.
Хайдар Махмадиев, эксперт.
Данная публикация является личным мнением автора. Озодагон